ISSN 2072-9316
Языки: ru · en

Статья: ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ МЕТАНАРРАТИВ. ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: ДИСКУРС И ЛИЧНОСТЬ (2024)

Читать онлайн

Предлагается взгляд на постмодернистский художественный метанарратив как на совокупность текстов художественной культуры с преимущественно фундаментально-ироническим отношением к большинству нарративов европейской социокультуры. Искусство постмодернизма выявляет ограниченность моделей мышления, которые как будто превозносят достоинство личности, но на практике преимущественно функционального отношения к ней обнаруживают равнодушие к ее душе и боли, фактически обесценивая личность человека. Эстетическая коммуникации постмодернизма является реакцией на конфликт дискурса культуры с «жизненным миром» и личностью. Вызванный этим конфликтом принцип «двойного кодирования» эстетического объекта связан со столкновением в эстетическом объекте несогласуемых друг с другом ценностных отношений. Так, в пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» код иронически объективного представления поверхности бытия средней личности оказывается и кодом скрытого страдания персонажей, которые являются не более, чем третьестепенным материалом для выстраивания трагедии шекспировского Гамлета. У Джона Фаулза код неспособности замкнутого на себе культурного сознания понять личность сталкивается с кодом внеположности живой внутренней жизни личности этому сознанию. В трилогии Джона Барта «Химера» созданная для рассказа о героях мифологической эпопеи технически изощренная система повествовательных дискурсов и повествователей, как будто способная охватить все времена, обнаруживает дезориентированность «героев», запутавшихся в иллюзиях и находящих себя только в отречении от себя как героя предания. Эти варианты постмодернистской эстетической коммуникации объединяет их организация как метафикшин: метароман, в котором автор видит своих персонажей как полностью принадлежащих готовому тексту - будь то текст трагедии, текст викторианской культуры или тексты мифа; его задача - нащупать возможности несовпадения личности с дискурсом.

Ключевые фразы: ирония, граница, дискурс, метанарратив, двойное кодирование, постмодернизм, джон фаулз, том стоппард, джон барт
Автор (ы): Рымарь Николай Тимофеевич
Журнал: НОВЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
82. Художественная литература. Литературоведение
Для цитирования:
РЫМАРЬ Н. Т. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ МЕТАНАРРАТИВ. ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: ДИСКУРС И ЛИЧНОСТЬ // НОВЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4 (71)
Текстовый фрагмент статьи