Исследования, посвященные деятелям сибирского старообрядчества, их организационной роли и влиянию на конфессиональную идентичность региональных сообществ становятся все более популярными и могут дать этнографам важные результаты в плане определения механизмов коммуникации незарегистрированных общин во времена СССР. В 1986-2010 годах, благодаря этнографическим экспедициям ИАЭТ СО РАН, исследователям удалось обнаружить, а затем и общаться не только с таежными отшельниками, но и с городскими старообрядцами-беспоповцами, в данном случае такого мегаполиса, как Новосибирск.
В статье делается попытка на основе письменных источников (письмо, редкая публикация, рукопись) и воспоминаний новосибирских старообрядцев федосеевской общины города Новосибирска выявить масштаб влияния личности старообрядческого деятеля 1930-1980-х годов Ивана Никифоровича Заволоко. Сосланный в Сибирь в 1949-1958 годов И. Н. Заволоко сыграл в болотистом Васюганье роль центра притяжения старообрядцев-федосеевцев. 158 Ссыльный старообрядец информировал селян об идеологических и религиоведческих основах веры в годы гонений в период т.н. «церковных преобразований советской власти», когда потомки старообрядцев начали стремительно утрачивать свои культурные ценности.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33979/2587-7534-2024-2-157-167
История заселения русскими Сибири тесно связана с движением в эти края старообрядцев, т.н. «сторонников древлеправославного благочестия», которые отказались подчиняться религиозной реформе патриарха Никона в середине XVII века и предпочитали жить по русским, а не по западноевропейским обычаям, введенным Петром I в начале XVIII века Московский собор 1682 года наметил систему наказаний, которым должны были подвергаться упорствовавшие противники церковной реформы, а в 1685 году было издано 12 «статей» (указов), предусматривавших различные наказания: от конфискации имущества до смертной казни [Атлас, 2009: 266, 267]. Тысячи людей бежали в глухие места, где устраивали монастыри-скиты и поселения. В течение более 200 лет репрессии то затихали, то вновь набирали силу, лишь в 1905 году старообрядцы получили право создавать общины, проводить крестные ходы и пр. В деревнях, расположенных в районе Васюганских болот, а также в Барабе (в районах Томской губернии, в настоящее время входящих в состав Новосибирской области), давно проживали старообрядцы федосеевского согласия. Так как переселения старообрядцев в эти малолюдные места были тайными, то назвать точное число сторонников старой веры не представляется возможным [Фурсова, 2003: 13].
Список литературы
1. Атлас, 2009 - Атлас культур и религий. Народы России. Российская академия наук. М.: Дизайн. Информация. Картография. Феория, 2009. 320 с.
2. Большая, 1904 - Большая энциклопедия. Под ред. С.Н. Южакова. Т. XII. СПб.: Типо-Литография Книгоиздательского Т-ва “Просвещение”, 1904. 796 с.
3. Булгаков, 1993 - Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репр. Изд. 1913 г. Ч. 1. М., Изд. Моск. Патриархата, 1993. 944 с.
4. Заволоко, 1935 - Заволоко И. Н. Св. отцы о праздновании Пасхи. Рига, 1935 г. 4 л. (8 с.).
5. Заволоко, 1962 - Заволоко И. Н. Рукопись текста на печатной машинке “Максим Грек (Краткая историческая справка)”. Рига, 1962 г. Хранится в ГПНТБ СО РАН, имеет дарственную подпись “Дорогому Петру Сидоровичу…”. 9 л. (18 с.).
6. Заволоко, 1967 - Заволоко И. Н. Письмо наставнику новосибирской федосеевской общины П.С. Квашнину. Рига, 1967. ПМА 1996. 1 л. (2 с.).
7. Милюков, 2009 - Милюков П. Н. Энциклопедия русской православной культуры. М.: ЭКСМО, 2009. 592 с. EDN: QUSJCT
8. Миролюбов, 1999 - Миролюбов И. И. Памяти Заволоко Ивана Никифоровича // Сборник статей и материалов, посвященных 100-летию И. Н. Заволоко. Рига: Центр. Совет Древлеправославной поморской церкви Латвии, 1999. 168 с.
9. Очерки, 1977 - Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М.: Издательство Московского университета, 1977. 444 с.
10. Пустозерский сборник, 1975 - Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л.: Наука, 1975. 263 с.
11. Фурсова, 2003 - Фурсова Е. Ф., Голомянов А. И., Фурсова М. В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы. Новосибирск: АГРО-СИБИРЬ, 2003. 276 с. EDN: QOZSCJ
12. Справочный, 1901 - Справочный общедоступный энциклопедический словарь. Сост. А. Н. Чудинов. СПб: изд. В.И. Губинского, 1901. 688 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Обзор Международной Форсайт-сессии «Россия и Мир к 2100 году: управление будущим», состоявшейся в июне 2024 году в Санкт-Петербурге. Финал Форсайт-сессии прошел на Петербургском Международном Экономическом Форуме, где были представлены лучшие проекты молодых участников о будущем. В мероприятии приняли участие: 21 эксперт и 60 молодых людей из России, Германии, Великобритании и Ливана, а также молодежь из Венесуэлы, Гватемалы, Гвинеи, Египта, Зимбабве, Испании, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Люксембурга, Парагвая, Перу, России, США, Украины, Черногории, Эквадора. Большой охват стран, представленных молодыми людьми, дает возможность проанализировать мнение и видение отдаленного будущего глазами молодого поколения разных континентов, которому предстоит формировать это будущее на нашей планете.
Автор на примере старообрядческой общины деревни Большой Пружинец исследует историю православной миссии среди местных старообрядцев в конце XIX - начале XX веков. В статье вводятся в научный оборот новые архивные материалы, освещающие положение староверов в данном регионе. Документальный корпус, взятый автором за основу исследования, представляет собой группу источников из фондов Национального исторического архива Республики Беларусь (Минск): фонд Витебского Свято-Владимирского братства и отчеты братства, регулярно публиковавшиеся в «Полоцких епархиальных ведомостях». Опираясь на опубликованные и неопубликованные источники, а также на историографический материал, автор рассматривает судьбу старообрядцев Рыкшинской волости (Невельского уезда) накануне революции 1917 года.
В статье рассматривается бытование колыбельных песен в сообществе старообрядцев-липован в диахроническом и синхроническом аспектах на основании архивных материалов МГК им. П.И. Чайковского и полевых 196 материалов автора. Приводятся тексты колыбельных песен, впервые введенные в научный обиход в диссертационном исследовании автора, анализируется их образный ряд и формальные признаки
В статье дается описание собрания предметов традиционной культуры, бытовавших среди насельников Выговского старообрядческого общежительства. Основное внимание уделяется предметам, которые воплощают особенности религиозной традиции старообрядцев. Они представлены следующими изделиями: культовое медное литье, деревянная 185 пластика с сюжетом «Голгофский крест», настенные листы с религиозно-назидательными текстами, подручники. Наиболее значительное число изделий деревянной пластики, хорошо атрибутированных, поступило от известного собирателя ФА. Каликина в 1913 году. Предметы медного литья в начале XXI века были пополнены переданной в музей в 2016 году частной коллекции геолога И. И. Краснова. К числу редких памятников выговского медного литья может быть отнесена икона «Неопалимая Купина» / «Богоматерь Знамение с символами евангелистов», где вблизи надписи, указывающей на евангелиста Марка, изображен не лев (так в официальной православной традиции), а орел.
Статья содержит исторические сведения о старообрядчестве низовий р. Мсты в XVIII - XX веках. Местные общины играли заметную роль в жизни старообрядчества Новгородской губернии. Особое внимание уделяется взаимосвязи конфессиональной динамики и особенностей хозяйственной жизни крестьян региона, а также событиям, которые были вызваны введением системы военных поселений в первой четверти XIX века. Заключительная часть статьи посвящена месту старообрядчества в локальной памяти современного населения региона, а также его отражению в семейных преданиях. В основу статьи легли архивные источники и материалы полевых опросов, проводившихся автором в 2010 - 2024 годах.
В статье показаны основные методологические возможности исследования прошлого опыта «возвращения» русских старообрядцев из Восточной Европы и их адаптации в СССР в 1947 году. Продемонстрированы результаты историографического анализа разработки этой темы и характеризуется ее потенциал для изучения репатриации сообществ, формирования новых качеств в этих традиционалистических культурах в советских реалиях. Особо продуктивной представляется концептуальная схема «двойной диаспорности», которая обосновывается как феномен, отображающий длительное проживание этноконфессиональной группы в иноэтничном окружении, со временем - возвращение ее части в пределы исторической метрополии.
Во второй части статьи будет рассмотрена обрядовая семантика дерева в румынской погребальной обрядности, а также ее отражение в некоторых обрядовых фольклорных текстах. Цитируемые фольклорные тексты записаны румынскими и сербскими этнологами и фольклористами на территории Олтении, Баната и Трансильвании (Румыния) и сербской части долины Тимока. Кроме того, производится сопоставление роли дерева в обрядах перехода (погребальных и свадебных) у румын и некоторых соседних народов.
Автор отмечает, что с конца ХХ века имеет место процесс активного «возвращения религии в политику». В статье предлагается классификация моделей политико-правового положения религиозных конфессий, исходя из обеспечения права на свободу совести. Особое внимание уделено государственно-конфессиональным отношениям в современном мире. Предлагается оптимальный алгоритм использования потенциала религиозных конфессий для решения задач современного российского государства.
В данной статье поднимается вопрос о глобальной конкуренции между государствами и корпорациями, как наиболее сильными субъектами мировой политики. Глобальный кризис капитализма, усиленный мировой пандемией коронавируса, естественным образом ослабил социальные основы многих политических режимов национальных государств. Был задан новый виток глобальной конкурентной борьбы, ведущейся между конкурирующими группами финансового капитала. Итогом данной конкуренции может стать новый глобальный конфликт, делающий неизбежным участие в нем многих национальных государств.
Предметом данного исследования выступают философские и религиозные основания абстракционизма в изобразительном искусстве. Цель настоящей статьи состоит в анализе влияния философских взглядов А. Бергсона и религиозных практик на творчество основоположников абстрактного искусства. Учитывая сложность и неоднозначность темы статьи, был предпринят следующий методологический подход: анализировались не только художественные, но и теоретические труды самых заметных фигур абстракционизма: В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана. Представлен теоретический обзор исследований, посвященных проблеме кризиса в искусстве и абстракционизму как реакции на него. В статье использовались методы интерпретации, герменевтики, компаративистский метод, который применялся для исследования мировоззренческих взглядов, зафиксированных в художественных и теоретических произведениях абстракционистов, семиотический метод, аксиологический метод - при анализе ценностей эпохи кризиса культуры начала ХХ века, в обработке исследовательской литературы применялся аналитический метод. В работе был задействован междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение абстракционизма как многомерного явления. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в статье впервые произведения вышеупомянутых художников рассматривались сквозь призму философии жизни и интуитивизма А. Бергсона, а также религиозно-духовных практик (шаманизм, даосизм, древнегреческая мифология, христианство и теософия), мотивы которых использовались художниками-абстракционистами в своих картинах. Был сделан вывод о том, что для абстрактного искусства характерно желание разрыва с художественной традицией, конфликт со временем, неприятие однозначности, стремление максимально выразить себя, культ творческого протеста, противоречия и эксперимента, что привело к формальному и концептуальному новаторству, формированию нового художественного сознания под воздействием данных философских и религиозных идей.
В статье рассмотрены ключевые проблемы и ведущие подходы к пониманию взаимосвязи науки и нравственности. Проведен исторический анализ смены идеи этической нейтральности на тенденцию нравственной обусловленности науки. Философский анализ дихотомии, включающей свободу научного поиска и социальную ответственность ученого, привел к заключению о том, что любые научные исследования, затрагивающие сферу деятельности и интересов, как нынешнего, так и будущего поколения, должны подвергаться гласному, всестороннему и широкому обсуждению. Обосновывается необходимость разработки этического кодекса ученого и способов контроля научной деятельности, адекватных современному этапу развития науки и общества в целом.
В статье рассматривается значение Интернет-технологий и медиапространства для сферы образования. В связи с этим проводится анализ проблемы мониторинга цифрового пространства сети Интернет как образовательного источника, анализируется понятие «медиапространство», определяется объект мониторингового исследования сети Интернет. Рассматривается место и значение медиапространства и медиатехнологий, сети Интернет в сфере образования.
В статье дается теоретический анализ категории «культура безопасности». Автор отмечает, что данная категория вошла в научный дискурс недавно и сопряжена с такими понятиями, как «культура безопасности жизнедеятельности», «культура безопасного поведения» и другими, производными от понятий «безопасность» и «культура». В зависимости от специфики предметного поля науки, использующей категорию «культура безопасности», она приобретает различную интерпретацию. В общем виде культура безопасности понимается автором как совокупность ценностей, знаний, компетенций и способов целесообразной и рациональной жизнедеятельности человека в сфере обеспечения безопасности.
Вопросы эвтаназии являются актуальными, даже если выступают лишь в качестве темы для дискуссии в медицинском, юридическом, религиозном и политическом сообществах. Данная проблема требует детального изучения всех ее аспектов. В настоящее время студенты медицинских университетов высказывают разные мнения по поводу применения эвтаназии врачами в практическом здравоохранении, но однозначно отвечают, что данной проблеме необходима конкретная нормативно-правовая база.
Статья посвящена наиболее характерным криминогенным ситуациям социального характера, которые существуют в сложном, переполненном противоречиями, социуме. Автор считает, что только благодаря общественно-государственному аксиологически позитивному отношению к 60 построению общепринятого и счастливого будущего можно избавиться от многих социальных проблем и многих криминогенных ситуаций, детерминирующих антиобщественное преступное поведение
В статье предлагается возможность понимания юридической герменевтики как формы бытия права. Классический подход к герменевтике права подразумевает установление изначального смысла нормы и её максимально корректную адаптацию. Предлагаемый подход основан на том, что толкование нормы как процесса задаёт контекст правовых практик, и этот контекст определяет, в свою очередь, бытие правовой нормы.
В статье анализируется роль языка в развитии сознания человека. Автор показывает проблему генезиса языка как одного из аспектов антропогенеза и значимость в этом различных языковых моделей. В статье проводится анализ исследований в языкознании, этнографии и философии языка. Автор выдвигает гипотезу относительно русского языка как наиболее сложного в структурном плане и его роли в развитии мозга.
В статье рассмотрены основные аспекты знаковой природы текста в философском творчестве. Исследована семантика и прагматика философского текста в их взаимосвязи. Проанализировано соотношение коммуникативных деятельностей автора и адресата в процессе создания смыслового поля философского текста. Рассмотрена речемыслительная деятельность автора философского текста и основополагающие её компоненты. Выявлено, что философский текст не может быть сведен только к знаковой системе, воспринимаемой адресатом: текст всегда помещен в определенный социально-культурный контекст.
Данная статья посвящена анализу иудейского образа будущего Ф.Полака и выявлению в нем архетипов, которые отражают коллективные представления и оказывают влияние на формирование последующих образов будущего. Обнаружение данных архетипов дает новую возможность переосмысления «духовных первоформ» коллективного мышления в свете современных социальных и политических проектов.
Статья обращается к проблеме критического картографирования современных социально-философских исследований в структуре культурного потребления позднего капитализма. Автор показывает, в чём состоит уникальность положения актуальной социальной философии. Её специфика предполагает обращение не только к учёным, но и непосредственно к читающей публике, оценка которой стала значимым фактором, поддерживающим социальный порядок и задающим его тренды. Рефлексивная природа современности, с одной стороны, испытывает потребность в постоянном концептуальном переопределении, а, с другой стороны, делает общество способным - по меньшей мере на уровне риторики - к изменению в результате рационального обсуждения альтернатив, возможностей и проблем. Статья проводит различение между тремя историческими этапами существования социальной философии как философии для общества, отдельно останавливаясь на комплексной природе непосредственно современной социальной мысли. Последняя, сохраняя свой критический пафос, существует как культурное потребляемое благо позднего капитализма; соединяет негативность в отношении современности с задачей позитивного обращения к обществу. В заключительной части статьи автор останавливается на некоторых удачных примерах совмещения этих противоречивых качеств в работах современных теоретиков.
Издательство
- Издательство
- ОГУ им. И.С. Тургенева
- Регион
- Россия, Орел
- Почтовый адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- Юр. адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- ФИО
- Федотов Александр Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@oreluniver.ru
- Контактный телефон
- +7 (486) 2751318