В статье рассматривается опыт заботы о старшем поколении в России.
Складывающийся кризис старых парадигм отношения общества к пенсионерам и людям с когнитивными расстройствами помог переосмыслить вопросы попечительства и отследить проблемные узлы различных форм поддержки, определить вектор их дальнейшего развития. Именно изучение трансформации системы культурно-исторических приоритетов россиян и социально-экономического положения пожилого населения позволило поставить цель исследования: описать практики заботы о пожилых людях и людях с когнитивными расстройствами в XXI веке на основе работ российских учёных.
Традиционные культурные модели отношения к пожилому человеку модернизируются под влиянием формирующихся мировых социально-экономических течений. В настоящее время, в период пандемии, появилось, например, волонтерское движение, направленное на поддержку пожилых людей, изучение особенностей которого также проанализировано в статье. Продемонстрировано изменение традиционных видов помощи. Выявлена стойкая тенденция преобразования отношения к пожилым людям в сторону гуманизации.
Приведённая в настоящей статье информация представляется полезной для специалистов, работающих в области истории, социологии, здравоохранения, попечительства и др., а также в рамках усовершенствования информационного обеспечения по специальности 5.6.4.Этнология, антропология и этнография.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33979/2587-7534-2024-1-192-202
Становление общества не может оцениваться только в аспекте экономической целесообразности, в его основе лежат культурные ценности. Возникающий кризис старых парадигм требует разностороннего рассмотрения места человека в социуме XXI века. Воздействие правил и взаимоотношений, возникших внутри общественных групп, сформировало модель заботы о людях, достигших пожилого возраста, а также о той категории граждан, которая, в силу когнитивных нарушений, нуждается в постоянной заботе.
Список литературы
1. Антипова, 2016 - Антипова А. А. Региональная социальная политика и практика заботы о сельском населении (на примере республики Мордовия) // Практики заботы в современном обществе. Тез. докл. и сообщ. Всерос науч.-практ. конф. Саратов, 2016. C. 9-14.
2. Белова, 2020 - Белова Н. И. Практики поддержания здоровья российских пенсионеров: структура и модели // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 3(22). С. 102-111.
3. Василенко, 2016 - Василенко И. В. Практики заботы о здоровье населения современного крупного Российского города // Практики заботы в современном обществе. Тез. докл. и сообщ. Всерос науч.-практ. конф. Саратов, 2016. C. 71-79.
4. Касаркина, 2016 - Касаркина Е. Н. Взаимопомощь пожилых людей как вид социальной заботы в условиях стационара // Практики заботы в современном обществе. Тез. докл. и сообщ. Всерос науч.-практ. конф. Саратов, 2016. C. 127-132.
5. Колязина, 2020 - Калязина Л. В. Практики заботы о пожилых гражданах в современной России // Известия высших учебных заведений. поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 3 (55). C. 40-49. EDN: IOOQUC
6. Кононова, 2019 - Кононова Т. Б. История социальной работы: учебник для бакалавров. М: Изд-во Юрайт, 2019. 356 c. EDN: FNCZBL
7. Короленко, 2021 - Короленко А. В. Забота о здоровье в период пандемии коронавирусной инфекции: практики и их успешность // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: Мат. VI международной науч.-практ. интернет-конференции. Вологда, 2021. С. 131-135.
8. Косенко, 2010 - Косенко О. Ю. Особенности развития рынка социальных услуг для граждан пожилого возраста в РФ // Актуальные проблемы экономического развития: сборн. докладов Международной науч.-практ. конф. Белгород, 2010.C. 325-328. EDN: SCXEUR
9. Косенко, 2010 - Косенко О. Ю. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России: монография. Ростов-на-Дону: Изд. СКАГС, 2010. 379 c. EDN: QUQSXB
10. Майков, 2016 - Майков В. В. Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность // Психолог. 2016. № 4. C. 19-42. EDN: WKCNBL
11. Минаева, 2016 - Минаева Т. С. Информационная поддержка социальной работы и благотворительности // Практики заботы в современном обществе. Тез. докл. и сообщ. Всерос науч.-практ. конф. Саратов, 2016. C. 162-164.
12. Мордовец, 2016 - Мордовец А. С. Взаимосвязь нравственно-правовых категорий и принципов прав человека (на примере уважения и заботы) // Алтайский юридический вестник Научный журнал Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 15 (3). C. 47-51. EDN: WLRYSR
13. Невеличко, 2020 - Невеличко Л. Г. Социальная интеграция как значимый фактор реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната // Мир науки. Социология, Филология, Культурология. 2020. № 2 (11). C. 1-9.
14. Орех, 2021 - Орех Е. А. Изменение практик заботы о здоровье пожилых петербуржцев в период вынужденной самоизоляции из-за пандемии COVID-19 // Социолог: образование и профессиональные траектории. Матер. Всерос науч.-практ. конф, Санкт-Петербург, 2021. C. 89-91.
15. Орех, Богомягкова, 2021 - Орех Е. А., Богомягкова Е. С. Пандемия как ресурс и способ исключения: практики заботы о здоровье петербуржцев “группы риска 65+” в период самоизоляции // Старшее поколение современной России. Матер. Всерос науч.-практ. конф, Нижний Новгород, 2021.C. 574-578.
16. Оскинова, Пчелина, 2021 - Оскинова Ю. Э., Пчелина О. В. Организация практик социальной заботы пожилых людей // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире. Матер. Всерос науч.-практ. конф, Йошкар-Ола, 2021. C. 131-132.
17. Пак, 2014 - Пак М. В. Внебольничная психиатрическая помощь: исторические и современные аспекты // Якутский медицинский журнал. 2014. № 4(48). С. 79-83. EDN: TFFYER
18. Полякова, 2016 - Полякова Е. П. Деятельность психиатрической больницы Уфимского губернского земства во второй половине XIX-начале XX века // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 6 (8). C. 63-66. EDN: XKOSUJ
19. Рейнуотер, 1991 - Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М: Прогресс, 1991. 240 c.
20. Роджерс, 1994 - Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: Прогресс, 1994. 480 c.
21. Сатир, 2007 - Сатир В. Ваша семья: Руководство по личностному росту. М: Апрель-Пресс, 2007. 288 c.
22. Сиротина, 2016 - Сиротина Т. В. Практики заботы о людях с ментальной инвалидностью в психоневрологических интернатах // Теория и практика социальной работы: история и современность. Барнаул: Изд-во АГУ, 2016. С. 223-225. EDN: XSHEVV
23. Судьин С. А. Социально-психиатрические общественные организации как новые субъекты заботы // Практики заботы в современном обществе. Тез. докл. и сообщ. Всерос науч.-практ. конф. Саратов, 2017. C. 247-252. EDN: ZCGNZN
24. Федотенко, Шарановская, 2021 - Федотенко И. Л., Шарановская Ю.В. Забота как этическая ценность социальной работы // Женщины-ученые Беларуси и России. Мат. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 2021.C. 395-401.
25. Широкалова, Логинов, 2016 - Широкалова Г. С., Логинов А. О. Социальные сети как фактор взаимопомощи // Практики заботы в современном обществе. Тез. докл. и сообщ. Всерос науч.-практ. конф. Саратов, 2016. C. 296-303.
26. Здравомыслова, Савченко, 2016 - Здравомыслова Е., Савченко А. Моральная карьера заботы о пожилых родственниках, страдающих деменцией // Журнал социальных исследований. 2020. № 2. [Электронный ресурс] URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=5077 (дата обращения 28.08.2022). EDN: HCPDHR
27. Коновалов, Лебедев, Чернова, 2011 - Коновалов Я. С., Лебедев И. В., Чернова О. А. История возникновения и развития домов престарелых и других учреждений призрения в России // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5077 (дата обращения 28.08.2022). EDN: OQNMHR
28. Пучков, 2006 - Пучков П. В. Социальная защита геронтологической категории населения в обстоятельствах семейного геронтологического эбьюзинга // Вестник СГТУ. 2006. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-gerontologicheskoy-kategorii-naseleniya-v-obstoyatelstvah-semeynogo-gerontologicheskogo-ebyuzinga (дата обращения: 04.09.2022). EDN: KVPIJB
29. Старшее поколение, 2022 - Старшее поколение [Электронный ресурс]. URL: https://rosstatльныепроекты.рф/projects//starshee_pokolenie (дата обращения: 28.08.2022).
30. Численность населения …, 2022 - Численность населения Российской федерации. По полу и возрасту. [Электронный ресурс] URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2022.pdf (дата обращения: 28.08.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Конвенционализм является, по сути дела, современным философским учением, к которому возвращаются все современные ученые, начиная с Пуанкаре, и методологи, начиная с Поппера. Данная книга является удачной попыткой разработать эффективную концепцию конвенции как методологического приема и консенсуса. Это связано со становлением концепции научной истины: конвенционалистская природа научной истины и концессуалистская природа научной истины.
В основу данной статьи легли полевые материалы автора по поминально-погребальной обрядности, собранные во время этнолингвистических исследований на территории исторической области Олтения (юго-западная часть современной Румынии) - в округах Вылча, Горж и Мехединци, и в сербской части региона, в румынской научной литературе называемого долиной реки Тимок (Valea Timocului) - в восточной Сербии, в Заечарском и Борском округах, преимущественно в тех населенных пунктах восточной Сербии, где живут носители олтенских говоров. Кроме того, при написании статьи использовались работы румынских, сербских, болгарских и др. исследователей, касающиеся поминально-погребальной обрядности и связанных с ней фольклорных текстов как Олтении и долины Тимока, так и других регионов с румыноязычным населением. Особое внимание в статье уделяется терминам, которыми обозначается в разных регионах и населенных 228 пунктах дерево как часть погребального реквизита, а также фольклорным текстам, связанным с погребальной обрядностью, в которых упоминаются деревья.
В статье даётся критический обзор концепции вождеств, созданной в 1960-х гг. и активно использующейся до сегодняшнего дня. Описаны проблемы содержания данного понятия и указаны предшествующие и конкурирующие понятия, характеризующие те же социальные структуры. Обосновано, что вождество мало подходит под понятие концепции и является теорией. Основным постулатом данной теории является определение племени, данное Э. Сервисом, без которого невозможно само её существование. Приведены примеры возможного использования теории и возникающие при этом проблемы. В качестве наглядной иллюстрации подхода создана аналогичная теория. Обосновано соответствие структуры римской трибы вождеству, что закономерно ставит вопрос о правильности определения племени, положенного в основу теории. Делается вывод о несоответствии вождеств критериям плодотворной научной теории, предлагается альтернатива в виде фратриальной модели устройства первобытных племён.
Обращение к образным представлениям, сохраненным народной традицией, − попытка изучения мышления, понимания мира той или иной культурой. Погружение в мир мифологических и сказочных образов животных позволяет выявить социальные представления, специфику межкультурного взаимодействия на уровне народной традиции. Актуальность данной статьи заключается в возможности выявить надэтнические процессы межкультурного взаимодействия в южнославянском ареале, а также их социальные, культурные и идеологические аспекты. Символика змеи в культурах различных народов известна с палеолитических времен. С биологической точки зрения, змеи − это одна из самых распространенных групп животных, соседствовавшая и соседствующая с человеком почти во всей обитаемой ойкумене. Эмоциональное восприятие качеств змеи (опасности, скрытности, необычного облика) и ее мифологических производных позволяет выявить альтернативные, но схожие типы рефлексии образа змеи, которые имеют место у западно- и особенно восточнославянской, романской, албанской, германской, индо-иранской, античной и других мифологических традиций. Их сопоставление, понимание этических и эстетических культурных путей развития современных славянских народов, вступивших со всем миром в эпоху ускоряющейся культурной конвергенции − актуальная научная и социальная задача. Основным источником для статьи послужили песни, сказки, описания обрядов сербов, хорватов, словенцев, болгар, македонцев и иных южнославянских этнических. Восприятие образа змеи и придание ему сказочных и мифологических черт в историческое время могло свидетельствовать о противоречивости славянских представлений о живых существах, их природе, эмоциональной окраске образов и взаимодействии с человеком.
В статье рассматривается функционирование наиболее многочисленных по количеству последователей и значимых для российского общества буддийских организаций и их лидеров (Д. Б. Аюшеев, Ело ринпоче, Тэло ринпоче, Шивалха ринпоче, С. О. Сарыглар, Д. В.Тинлей, О. Нидал, Ч. Н. Норбу), анализируются их положительные и отрицательные стороны деятельности, оценивается состояние буддизма в буддийских (Бурятия, Калмыкия, Тыва) и небуддийских регионах, определяется их влияние на социально-политическое состояние регионов и страны.
Целью исследования является изучение и осмысление в рамках социальной и политической ситуации современного состояния северного буддизма в нашей стране. В ходе исследования применялись диалектический, догматический, аксиологический, критический, прагматический, формально-логический, эмпирический методы. В России функционируют разнообразные буддийские религиозные организации. Они оказывают определенное влияние как на отдельных индивидов, так и на общество в целом. Знать и понимать масштабы этого влияния необходимо для поддержания гармоничной атмосферы в социуме. Как показала работа с имеющимися источниками, степень изученности проблемы недостаточна и требует современного осмысления. Северный буддизм в России имеет специфическую форму существования и развития.
В статье авторы рассматривают ключевые теоретико-методологические аспекты изучения политического мифа в контексте политической культуры. Выявлены особенности дефинирования политического мифа, определены ключевые функции, проанализирована структура мифа. Акцентировано внимание на взаимодействие политического мифа с политической идеологией и утопией. Изучаются специфические черты политического мифа и особенности его использования в политико-управленческой практике.
Освоение арктических территорий является приоритетным направлением политики Российской Федерации, что в первую очередь обуславливается масштабными ресурсными богатствами Арктики. Можно наблюдать, как государство, стремясь обеспечить развитие зоны, вовлекает в процесс неарктические субъекты, способствуя налаживанию межрегиональных и международных связей. Особая роль, отведенная в этом процессе Санкт-Петербургу, проанализирована в данной статьей в контексте «центр - региональных» отношений. Исследование позволяет прийти к выводу о том, что Санкт-Петербург должен был занять посредническое положение, аккумулируя сведения о нуждах и возможностях арктических субъектов и презентуя информацию во внешнеполитическом пространстве. Однако проблемы внешнего характера не позволили в полной мере реализовать данный замысел.
Статья описывает процесс возникновения и развития дворов итальянских государей эпохи Возрождения. Автор рассматривает устройство дворов светских и духовных синьоров. Приводятся подробная иерархия придворных должностей, обязанности придворных, их источники дохода. Содержится внешнее и внутреннее описание резиденции синьора.
Статья раскрывает процесс осмысления социокультурной неопределённости в античной философской и историографической традиции. Социокультурная неопределённость представляет из себя социокультурное состояние субъекта, поставленного перед необходимостью выбора одного из различных вариантов своего дальнейшего существования и поступать в соответствии с выбором. Античная метафизика, натурфилософия, объективно-идеалистическая традиция, историография различным образом раскрывают содержание темы неопределённости. Социальная, политическая, цивилизационная проблематика античного мира эллинистического и римского периодов в качестве направления рассмотрения неопределённости добавляют проблему множественности социокультурных идентичностей, их сосуществования, возможности их комбинирования и произвольного избрания для индивида.
Паралимпийское движение имеет глубокие исторические корни, однако до XX века оно носит исключительно прикладной характер, нацеленный на реабилитацию тех или иных болезней. Трансформация аксиологии паралимпийского движения происходит параллельно с аналогичным процессом, касающимся спорта как такового. Подобная тенденция детерминирована новыми социокультурными реалиями, складывающимися в Европе середины XIX века. По мнению авторов, возникновение паралимпийского спорта становится закономерным продолжением данных тенденций.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с практикой охраны объектов культурного наследия в нашей стране. Особое внимание уделено проблеме использования и проведения работ по сохранению памятников истории и культуры, а также акцентировано внимание на актуальном методе сохранения и популяризации объектов культурного наследия - музеефикации.
В статье исследуется влияние электронных средств коммуникации на современный философско-футурологический дискурс. Рассматриваются концепции теорий «сетевого» и «платформенного» капитализма, их проблемы и перспективы. Современные городские пространства и телекоммуникация формирует исследовательское поле для антропологии и социальной философии. Автором подробно анализируется философская рефлексия интенсивности развития ИКТ Н. Ландом, который демонстрирует распадающийся, апокалиптический, нечеловеческий взгляд на будущее развитие общества и технологий. В статье отмечается тесная связь между категорией веры и техно-капиталистической системой, которая выступает как стимулятор и регулятор экономических отношений, ускоряющий историческое время. Изучен механизм функционирования психологических символов и их воздействие на социокультурную динамику. Цель данной статьи - проанализировать, как электронные технологии и медиа способствуют вырабатыванию онтологических программ, выстраивающих образы человеческого будущего.
Любое общество в своем развитии опирается на систему норм, правил, представлений и табу, часть из которых выражена имплицитно. В число «неупоминаемых» и недостаточно отрефлексированных тем входят смерть и донорство органов. Сериальный дискурс представляется одним из инструментов, через который репрезентируются и тематизируются проблемные зоны нашего общества. На примере сериала «Почка» автор вскрывает образы, отражающие взгляды создателей и сценаристов на современную социальную реальность и ее институты.
В контексте социально-культурных и философских исследований потребления осмысливаются такие феномены, как консюмеризм и просюмеризм. Рассматривается этимология данных слов, приводятся определения понятий, выявляются сущностные характеристики данных феноменов и их типы. Научной новизной данной статьи является авторская типология просюмеристских практик. Анализ консюмеризма и просюмеризма проводится через исследование консюмеристских практик (демонстративное потребление, гедонистическое потребление) и просюмеристских практик (DIY, цифровое протребление). Делается вывод об актуальности просюмеризма как идеологии потребления, его ключевой роли для устойчивости таких общественных сфер, как экономика и культура, а также для формирования идентичности деятельной личности. Также указывается, что российская, постсоветская идеология потребления носит просюмеристский характер.
Социологические опросы фиксируют достаточно высокий уровень поддержки населением России проведения Специальной военной операции (далее СВО). При этом проблема состоит в том, что мы имеем достаточно ограниченное знание об особенностях восприятия гражданами изменений социального мира их повседневного существования, являющихся следствиями проведения СВО.
Особое место здесь занимает сфера досуга. Изменились место и структура отдыха россиян, ограничен доступ к определённым культурным продуктам, спортивным событиям, социальным сетям. В данной статье представлены результаты исследования хобби-сообщества любителей посткроссинга - обмена почтовыми открытками. Целью исследования было определение специфики восприятия изменений, происходящих в досуговой практике под влиянием СВО.
Выбор в качестве предмета исследования сообщества посткроссеров определяется тем, что этот вид досуга изначально формировался как международный обмен открытками, находящийся вне политики. После начала СВО данная деятельность столкнулась с существенным ограничением почтовых сообщений России с другими странами и политизацией участников международных обменов, что серьезно повлияло на досуговые практики. Методологией исследования выступает количественный и качественный контент-анализ постов и комментариев тематических групп социальной сети ВК.
По результатам были установлены особенности эмоционального восприятия происходящих изменений, зафиксированы три основные модели досуговой деятельности в новых условиях и особенности смыслового понимания хобби в рамках каждой из них.
Представляется, что сведения, полученные по данной группе, можно экстраполировать на широкий ряд иных досуговых социальных групп, как связанных с обменом, коллекционированием (филателия, филокартия и пр.), так и преимущественно женских досуговых групп (скрапбукинг, вышивание и 65 прочее), что позволит более адекватно представлять специфику влияния СВО на сферу досуга в целом.
Статья анализирует функционирование и роль аффекта тревоги в современном обществе с точки зрения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и Жака Лакана, отталкиваясь от статистических свидетельств о повсеместности тревожных расстройств.
Реконструируя психоаналитическую теорию аффекта, статья выделяет два вида тревоги: реалистическую и невротическую. Капиталистическое общество характеризуется как провоцирующее рост бессознательной невротической тревоги в ответ на снижение роли Большого Другого и распад органических 52 общественных связей.
В статье формулируется модель диалектического взаимодействия между невротической и реалистической тревогой при капитализме. Реалистическая тревога по поводу возникающих опасностей типа пандемии COVID-19 используется медиа для отвода невротической тревоги. Это обеспечивает современные СМИ значительным ресурсом для манипуляции населением, а современному субъекту приносит временное облегчение от бессознательной и бесформенной тревоги, вызванной самой социально-экономической структурой общества.
Исследование рассматривает взаимодействие менталитета и языка в современных условиях, подчеркивая их роль в защите уникальных черт наций в контексте глобализации. Авторы применяют комплексный научный подход, включая историко-антропологический и феноменологический методы, для анализа основных характеристик обоих феноменов и обозначения их совместного влияния. Работа исследует этнос и нацию как различные стадии исторического развития гомогенных сообществ, акцентируя внимание на менталитете и языке как неотъемлемых идентификационных элементах такого развития. Она призывает к актуализации изучения и защите отличительных характеристик культур народов для предотвращения их унификации и способствует дальнейшему научному осмыслению данной проблематики.
В статье обсуждаются наиболее распространенные формы взаимоотношений основных секторов культуры (религии, науки, нравственности и т.д.): «доминирование - подчинение» и «равноправие, автономность». Показывается, что преобладание тех или иных форм указанных взаимоотношений ведет к становлению различных типов культуры: моноцентрической культуры, полицентрической культуры, «лоскутной» 26 культуры. Далее кратко описываются эти типы культуры. Более подробно характеризуется такой вариант моноцентрической культуры, как религиоцентрическая культура. Особое внимание уделяется также рассмотрению полицентрической культуре, формирующейся на основе высших человеческих ценностей. Подчеркивается, что именно с таким вариантом полицентрической культуры человечеству, по всей видимости, следует связывать надежды на более или менее благополучное будущее.
В статье рассмотрена задача как объект исследования. Для этой цели разработан список наводящих вопросов (задач). Эти задачи либо решены, либо пояснены. Предложен развернутый обзор трактовок понятия «задача» и отмечены их недостатки. Сделаны выводы из всех рассмотренных обзоров, статей и сайтов. Предложено разбиение всех повествовательных задач на группы. Показано, что одна из этих трех групп, включающая исследовательские текстовые задачи, рассматриваемые как системы, обычно включает три структурных элемента. Предложены пять постулатов и гипотеза о возможности эффективного разбиения на подгруппы лишь исследовательских задач. Выявлены еще два структурных элемента, один из них для задач, представленных в виде вопроса, а другой для прогнозных задач. Предложены будущие направления исследований.
Издательство
- Издательство
- ОГУ им. И.С. Тургенева
- Регион
- Россия, Орел
- Почтовый адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- Юр. адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- ФИО
- Федотов Александр Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@oreluniver.ru
- Контактный телефон
- +7 (486) 2751318