Актуализирована значимость появления новой профессии - демограф. Обоснована потребность в демографах органами государственной и муниципальной власти, аналитическими центрами, внебюджетными фондами, Росстатом, социологическими службами, крупными компаниями. Рассмотрены наиболее востребованные должности демографов на 2022-2030 гг. Выявлено, что для молодых специалистов важным элементом мотивации, помимо материальной, является карьерный рост. В этом контексте в статье авторами представлено видение ряда аспектов сложного многогранного процесса управления карьерой демографа, в частности: построена карта карьерных должностей демографов в зависимости от уровня их квалификации, с помощью которой выпускники университетов, молодые специалисты, а также опытные сотрудники смогут определить, насколько их уровень компетенций отвечает предъявляемым требованиям к знаниям и умениям, а также понять возможности развития своей карьеры. В соответствии с картой должностей и профессиональным стандартом «Демограф» представлена матрица профессиональных компетенций по различным уровням для демографа. Разработанная авторская матрица не только представляет ценный научный результат, но и является, по сути, эффективным инструментом, позволяющим выявить уровень квалификации того или иного сотрудника, формирующего карьеру в сфере демографии. Для определения соответствия работника данной должности и возможности его продвижения по карьерной лестнице рекомендуется использовать балльный метод оценки. Помимо профессиональных компетенций, выделены важные в работе демографа soft-skills (мягкие компетенции), на которые стоит обращать внимание при подборе кандидатов на должность. Рекомендуется при продвижении сотрудника по карьерной лестнице демографа проводить аттестацию, целью которой будет определение соответствия его занимаемой должности и оценка его квалификационного уровня для карьерного роста.
Идентификаторы и классификаторы
В современной России демографическая конъюнктура, сформировавшаяся в большинстве регионов, представляется довольно однотипной на соответствующих временных интервалах.
Список литературы
1. Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Профессиональный стандарт “демограф” как ключевой механизм управления развитием кадрового потенциала в области народосбережения // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1 (37). С. 128-142. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8865 EDN: URGDIW Rostovskaya T. K., Zolotareva O. A. Professional standard “demographer” as a key mechanism for managing the development of human resources in the field of people saving. Sociological Science and Social Practice=Sociologicheskaja nauka I social’naja praktika. 2022; 10(1): 128-142. (in Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8865
2. Переслегин С. Б. VI технологический уклад: пространство возможностей / С. Б. Переслегин // Экономические стратегии. 2019. Т. 21, № 3 (161). С. 24-34. DOI: 10.33917/es-3.161.2019.24-33 EDN: MALWFM Pereslegin S. B. VI technological structure: the space of possibilities. Economic strategies=E’konomicheskaya strategiya. 2019; (3): 24-33. (in Russ.). DOI: 10.33917/es-3.161.2019.24-33
3. Рычихина Н. С. Комплексная методика анализа карьерного роста и социальной мобильности сотрудников организации / Н. С. Рычихина, Ю. С. Зорик // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 1 (57). С. 68-75. EDN: SYHIKH Rychikhina N. S., Zorik Yu. S. Complex methodology for analyzing career growth and social mobility of employees of the organization. Modern high-tech technologies. Regional application=Sovremenny’e naukoemkie texnologii. Regional’noe prilozhenie. 2019; 1 (57): 68-75 (in Russ.).
4. Карякин А. М., Юникова А. В. Развитие методов оценки профессиональной деятельности персонала // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2016. № 4 (30). С. 36-40. EDN: XECQLN Karyakin A. M., Yunikova A. V. Development of methods for evaluating professional activity of personnel. News of Higher educational institutions. The series “Economics, Finance and Production Management”=Izvestiya vy’sshix uchebny’x zavedenij. Seriya: E’konomika, finansy’ i upravlenie proizvodstvom. 2016; 4(30): 36-40. (in Russ.).
5. Минкина А. О. Карьера и факторы ее успешности // Colloquium-Journal. 2020. № 19-3 (71). С. 6-7. DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12062 EDN: EYIHXF Minkina A. O. Career and success factor. Colloquium-journal. 2020; 19-3(71): 6-7. (in Russ.). DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12062 EDN: EYIHXF
6. Пахомова Е. В. Понятие “карьера”: анализ определений // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология. 2013. Т. 6, № 2. С. 111-115. EDN: QINVQF Pakhomova E. V. The concept of “career”: analysis of definitions. Bulletin of SUSU. Series “Psychology”=Vestnik YuUrGU. Seriya Psixologiya. 2013; 6(2): 111-115. (in Russ.).
7. Потёмкин В. К. Человекоориентированное управление предприятиями и организациями // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 2 (172). С. 165-176. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-2-165-176 EDN: IWUGYU Potemkin V. K. Human-oriented management of enterprises and organizations. Economics and Managemen=E’konomika i upravlenie. 2020; (2): 165-176. (in Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2020-2-165-176
8. Филясова Ю. А. Развитие карьеры персонала организации // Управление. 2021. Т. 9, № 1. С. 80-91. DOI: 10.26425/2309-3633-2021-9-1-80-91 EDN: MOJJUZ Filyasova Yu. A. Career development of the organization’s personnel. Management=Upravlenie. 2021: 9(1): 80-91. (in Russ.). DOI: 10.26425/2309-3633-20219-1-80-91 EDN: MOJJUZ
9. Чикер В. А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. № 3. С. 80-90. EDN: OROICJ Chiker V. A. Psychological aspects of individual career. Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 16: Psychology. Pedagogy=Vestnik SPbGU. Seriya 16. Psixologiya. Pedagogika. 2011; (3): 80-90. (in Russ.).
10. Радько С. Г. Компетентностный подход в процедурах управления трудовым потенциалом // Human Progress. 2021. Т. 7, № 1. DOI: 10.34709/IM.171.13 EDN: LFODWE Radko S. G. Competence approach in labor potential management procedures. Human Progress. 2021; 7(1): 13. (in Russ.). DOI: 10.34709/IM.171.13 EDN: LFODWE
11. Бавыкина Е. Н., Миляева Л. Г. Профессиональная карьера: компетентностный подход // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2016. Т. 15. С. 2551-2555. URL: https://e-koncept.ru/2016/96431.htm (дата обращения: 19.01.2023). Bavykina E. N., Milyaeva L. G. Professional career: competence approach. Scientific and methodological electronic journal “Concept”=Nauchno-metodicheskij e’lektronny’j zhurnal “Koncept”. 2016; (15): 2551-2555. (in Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2016/96431.htm (accessed: 19.01.2023).
12. Бейсбекова Ж. Б. Компетентностный подход - новая модель образования / Ж. Б. Бейсбекова // Успехи современного естествознания. 2015. № 1. С. 115-120. EDN: TIQCCR Beisbekova Zh. B. Competence approach - a new model of education. Successes of modern natural science=Uspexi sovremennogo estestvoznaniya. 2015; (1): 115-120. (in Russ.).
13. Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов / Э. Э. Сыманюк, Л. Ю. Шемятихина, М. Г. Синякова // Фундаментальные исследования. 2009. № 5-S. С. 141-146. EDN: KXQHOT Simanyuk E. E., Shemyatikhina L. Yu., Sinyakova M. G. Competence approach in the training of industry specialists. Fundamental research=Fundamental’ny’e issledovaniya. 2009: (5)(appendix): 141-146. (in Russ.).
14. Чуланова О. Л. Методика реализации компетентностного подхода при отборе и оценке персонала организации / О. Л. Чуланова, Н. С. Борисенко // Мир науки. 2015. № 1. С. 16. URL: http://mir-nauki.com/PDF/04EMN115.pdf. (дата обращения: 19.01.2023). EDN: UGAFIP Chulanova O. L., Borisenko N. S. Methodology for implementing the competence approach in the selection and evaluation of the organization’s personnel. Online magazine “World of Science”=Mir nauki. 2015; (1): 16. (in Russ.). Available at: http://mir-nauki.com/PDF/04EMN115.pdf. (accessed: 19.01.2023). EDN: UGAFIP
15. Казимова Д. А., Кипшаков С. А. Компетентностный подход к подготовке ИТ-специалистов в информационно-образовательной среде / Д. А. Казимова, С. А. Кипшаков, А. М. Шарзадин // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 27-31. EDN: RALMZT Kazimova D. A., Kipshakov S. A., Sharzadin A. M. Competence-based approach to training IT specialists in the information and educational environment. International Journal of Experimental Education=Mezhdunarodny’j zhurnal e’ksperimental’nogo obrazovaniya. 2013; (7): 27-31. (in Russ.). Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3805 (accessed: 19.01.2023).
16. Абилкасимова Г., Абдиракиш К. Д. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8. С. 11-13. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10343 (дата обращения: 19.01.2023). EDN: WKSQOT Abilkasimova G., Abdirakish K. D. Features of the competence approach in vocational education. International Journal of Experimental Education=Mezhdunarodny’j zhurnal e’ksperimental’nogo obrazovaniya.. 2016; (8): 11-13. (in Russ.). Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10343 (accessed: 19.01.2023).
17. Божков О. Б., Игнатова С. Н. Профессиональные компетенции руководителей муниципальных образований / О. Б. Божков, С. Н. Игнатова // Петербургская социология сегодня. 2017. № 8. С. 36-53. EDN: ZWHNZH Ignatova S. N., Bozhkov O. B. Professional competencies of heads of municipalities. St. Petersburg Sociology today=Peterburgskaya sociologiya segodnya. 2017; (8): 36-53. (in Russ.).
18. Рычихина Н. С., Евдокимова О. В. Управление карьерой HR-менеджера // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. № 4 (68). С. 26-31. DOI: 10.6060/snt.20216804.0004 EDN: FUPMWS Rychikhina N. S., Evdokimova O. V. HR manager career management. Modern high-tech technologies. Regional application=Sovremenny’e naukoemkie texnologii. Regional’noe prilozhenie. 2021; 4(68): 26-31. (in Russ.). DOI: 10.6060/snt.20216804.0004
19. Рычихина Н. С. Компетентностный подход к построению карьеры HR-специалиста в компании / Н. С. Рычихина, О. О. Коробова, О. В. Евдокимова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2022. № 1 (51). С. 62-72. DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.586 EDN: VXDOAL Rychikhina N. S., Korobova O. O., Evdokimova O. V. Competence-based approach to building a career of an HR specialist in a company. Izvestia of higher educational institutions. The series “Economics, Finance and Production Management”=Izvestiya vy’sshix uchebny’x zavedenij. Seriya: E’konomika, finansy’ i upravlenie proizvodstvom. 2022; 01(51): 62-72. (in Russ.). DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.586
20. Сизикова В. В., Аникеева О. А. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики / В. В. Сизикова, О. А. Аникеева // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10, № 8 (69). С. 105-119. DOI: 10.22412/1995-042X-10-8-12 EDN: VIVVIC Sizikova V. V., Anikeeva O. A. Modeling of professional standards of social sphere specialists as a basis for the transformation of social practice. Service in Russia and abroad=Servis v Rossii i za rubezhom. 2016; 10(8): 105-119. (in Russ.). DOI: 10.22412/1995-042X-10-8-12
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности, которые в региональном аспекте влияют на выбор пожилыми людьми различных стратегий сохранения индивидуального здоровья. Делается вывод, что индивидуальное здоровье пожилых зависит от конкретной социальной среды, а также от индивидуальных психологических и физиологических факторов, от активности и автономности в принятии решений. Исследование проводилось Социологическим институтом РАН - филиалом ФНИСЦ РАН в 2022 году с марта по сентябрь в двух регионах Российской Федерации: Санкт-Петербурге и сельской местности Республики Карелия. Основной исследовательский метод - полуструктурированные интервью, подход к анализу данных интервью - тематический. Одним из результатов анализа стало выявление специфических факторов двух стратегий сохранения здоровья, характерных для пожилых людей: самопомощь, отличительными особенностями которой являются автономность в социальной среде, плохое материальное положение представителей данной стратегии и поиск ими альтернативных способов лечения; и стратегия получения помощи, связанная с доверием пожилых людей к институциональной медицине, с наличием у них опыта лечения хронического заболевания и более высокого материального положения. Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что пожилые люди при выборе той или иной стратегии руководствуются такими факторами как: уровень доверия социальной среде в целом и профессиональной медицине в частности; индивидуальные психологические и эмоциональные аспекты представлений о сохранении своего здоровья; уровень личного материального благосостояния.
В статье исследуются региональные особенности цифровой трансформации в Кабардино - Балкарской Республике. Если в развитых странах мира и наиболее динамично развивающихся регионах России новейшие информационно - коммуникационные технологии принимаются населением с высокой долей оптимизма и проникают в повседневную жизнь беспрепятственно, то адаптация к вызванным их распространением переменам традиционного общества, в котором люди настороженно относятся к новшествам, имеет ряд существенных особенностей. Выявление этих особенностей было основной задачей представленного в статье исследования, в ходе которого автором было проведено 50 глубинных интервью. Кабардино-Балкария является многонациональным и многоконфессиональным регионом, расположенным на Северном Кавказе. Республика находится вдали от центров экономического роста и по показателям социально-экономического развития входит в число наименее развитых регионов России. Население региона всё ещё остаётся в большей степени приверженным традиционному жизненному укладу. Данные обстоятельства накладывают отпечаток на восприятие населением различных аспектов цифровой трансформации, происходящей во всех сферах общественной жизни. Респонденты отмечают как позитивные, так и негативные стороны данного процесса. Цифровизация даёт толчок к улучшению качества жизни человека, повышается благосостояние, упрощается решение многих бытовых проблем. Вместе с тем, исследование выявило и ряд негативных сторон цифровой трансформации. Вызывает озабоченность задача сохранения в новых условиях традиций и ценностных установок коренных народов региона. Значимой проблемой выступают трансформации, происходящие на рынке труда, что в социально-экономических условиях республики грозит умножением социальных рисков.
Проблема молодёжного досуга - нередкий объект исследования в современной социологии. Однако российские учёные всё больше уделяют внимания клубной культуре и различным молодёжным субкультурам, нередко упуская из внимания социальный феномен домашних вечеринок. В настоящей статье анализируются результаты отдельных исследований домашних вечеринок в США, Голландии, Дании, Великобритании (Skins Party), бывшем СССР («квартирник») и современной России («вписка» и её различные форматы). Методологической основой исследования является подход Э. Гоффмана, позволяющий рассматривать домашнюю вечеринку как социальное событие развлекательного характера, а также теория «третьего места» Р. Ольденбурга, которым на время вечеринки становится дом. В статье затрагивается исторический аспект домашних вечеринок, золотой век которых начался в Великобритании XIX в. В контексте сакральности мероприятия и институциональной свободы домашняя вечеринка сравнивается с «краш-пэд» коммуной субкультуры хиппи. Отмечается возможность образования тусовки как серии домашних вечеринок, противостоящей дисциплинарной культуре и социальной иерархии. Отдельное внимание уделяется вопросу употребления алкоголя как ритуалу коллективного опьянения во время домашних вечеринок и играм с выпивкой. Вводится понятие домашней квази-вечеринки, основной целью которой является не развлечение, а просвещение, политическая агитация или прямые продажи. Основной идеей статьи является отражение не только негативных, но и позитивных социально-культурных функций домашней вечеринки, рассматриваемой некоторыми исследователями как исключительно девиантная и/или криминогенная форма проведения досуга современной молодёжи.
Целью автора являлось выявление наличия, характера и факторов изменений в отношении россиян к иммигрантам в период пандемии коронавируса. Выявлено, что пандемия обострила проблемы естественной убыли населения, а миграционные потоки сократились, тем самым уменьшив компенсацию естественной убыли за счёт притока иммигрантов. С одной стороны, это могло увеличить негативное отношение принимающего общества к иммигрантам, усугубив отношение негативными последствиями коронавируса для общества, с другой стороны, уменьшившийся «контакт» с иммигрантами мог переключить восприятие с иммигрантов на более острые проблемы, тем самым сделав отношение более нейтральным.
Эмпирическую базу анализа составили данные Европейского социального исследования за 2018 г. (для сравнения с допандемийным уровнем отношения к иммигрантам), а также данные коллектива Отдела сравнительных политических исследований ФНИСЦ РАН за 2020-2021 гг. Результаты анализа показали, что оценка изменений, привносимых иммигрантами в экономику, культуру и повседневную жизнь страны, остаётся у россиян преимущественно негативной. При этом оценка последствий для экономики стала более нейтральной в исследуемый период, восприятие последствий для повседневной жизни страны практически не изменилось, а вот оценка последствий для культуры стала более негативной.
Регрессионный анализ показал, что предикторами негативного отношения россиян к иммигрантам в период пандемии являлись: восприятие остроты проблем межнациональных отношений и наплыва приезжих, проблема усиления безработицы и воспитания молодёжи и подростков, нарушение норм публичного поведения, а также напряжённость между мужчинами и женщинами, тип поселения (чем больше он, тем негативнее отношение). Положительными предикторами оказались: уровень институционального доверия, возраст (чем моложе, тем отношение позитивнее), а также осознание остроты проблемы убыли населения и низкой рождаемости в России.
Актуальность исследования определяется логикой развития постсоветской России и особой значимостью поиска оптимальных методов и способов реализации социальной политики. Основная цель статьи - анализ мер социальной поддержки многодетных семей на региональном уровне. В основе исследования лежат сравнительно-функциональный, институциональный и системный методы, позволяющие охарактеризовать и определить значимость мер социальной поддержки семьям после рождения третьего ребенка. Комплексное применение этих методов даёт возможность понять функционально-динамические особенности мер социальной поддержки многодетных семей на региональном и местном уровнях.
Основные результаты исследования дали возможность сделать вывод о том, что социальная политика является одним из приоритетных направлений в деятельности российского государства. Выявлено, что многодетные семьи занимают важное место в решении проблем демографии, так как суммарный коэффициент рождаемости во многом определяется рождением второго и последующих детей в российских семьях. Показано, что на региональном уровне проводится активная работа по реализации льготного законодательства Российской Федерации для оказания социальной поддержки многодетным семьям. В то же время возможности регионов и местного самоуправления достаточно сильно разнятся. Установлено, что реализация социальной политики Министерством социального развития Оренбургской области осуществляется на основании эффективного использования финансовых возможностей федерального и областного бюджетов в соответствии со взятыми обязательствами и реальными возможностями их исполнения. Основная социальная проблема - снижение уровня рождаемости по причине вспышки коронавирусной инфекции.
Анализ информации, проведённый в процессе исследования, свидетельствует о том, что востребована существенная финансовая поддержка со стороны федерального уровня. Обоснована необходимость разработки и законодательного утверждения дополнительных мер социальной поддержки для многодетных семей как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также расширения использования возможностей бизнеса, социального партнёрства, общественных формирований.
Основная цель статьи: показать взаимосвязь уровня территориальной идентичности населения и развитости практик социального участия. Теоретико-методологической основой работы стали труды зарубежных учёных Т. Банини, Р. Капелло, У. Панзера, которые доказывают выраженную деятельностную позицию населения с высоким уровнем территориальной идентичности, и концепция «права на город» Х. Лефебра, представленная в российских реалиях в работах И. А. Скалабан, Е. С. Кочуховой, В. С. Мартьянова, Е. А. Терентьева. Основная гипотеза исследования: население с высоким уровнем территориальной идентичности заявляет своё «право на город» через практики социального участия, которые проявляются более всего в сфере планирования городского пространства, включении в практики соучаствующего управления; в свою очередь, через практики социального участия на локальном уровне укрепляется территориальная идентичность, формируется привязанность к месту проживания. Метод сбора информации: массовый опрос населения города Череповца Вологодской области по квотной репрезентативной выборке населения старше 18 лет в соответствии с половозрастной структурой города. По результатам эмпирического исследования было доказано, что у населения с более высоким уровнем территориальной идентичности существенно шире представлены практики неформального участия, особенно связанные с преобразованием городского пространства. Наиболее явно выражены практики помогающего поведения, больше распространена включённость в деятельность общественных городских организаций. На основании использования дисперсионного анализа было доказано, что группы населения с разным уровнем выраженности практик социального участия статистически отличаются по уровню территориальной идентичности.
В статье выявляются особенности соотношения терминальных (развитие способностей, потребность в познании, общая культура) и инструментальных (диплом, возможность сделать карьеру, престиж) смыслов образования на основе сравнительного анализа соответствующих представлений студентов высшей школы и других групп учащейся молодёжи либо учащейся молодёжи в целом. Методологическая база исследования - концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. Анализ связей терминальных и инструментальных смыслов образования и других элементов социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности (архетипов, ментальных черт, ценностных ориентаций на знания, габитуальных установок, субкультурных смыслов), принадлежности к базовым типам культур позволил определить тенденции отношения к образованию студенческой и учащейся молодёжи. Тенденция инструментализации ценностного отношения к образованию студентов вузов и в целом учащейся молодёжи имеет устойчивый характер. Выявлено, что смыслы образования менее значимо коррелируют с архетипами и менталитетом. Субкультурные смыслы как свойства поколения, содержащие в себе различного рода «активности» и элементы демонстративного поведения, имеют значимые связи с инструментальными смыслами образования и, напротив, в некоторых случаях их отрицание - с терминальными. Подобная парадоксальность соотношения терминальных и инструментальных смыслов образования студенческой молодёжи зафиксирована и в корреляциях с отрицанием принадлежности к инновационному и духовному типам базовой культуры, что существенно отличает её от учащейся молодёжи. Как социокультурные факторы формирования представлений о смыслах образования студенческой молодёжи выделены тип поселения, уровень дохода, уровень образования родителей.
Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит - повышения уровня социальной определённости.
В статье анализируется проблема институционализации социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в российской провинции. Подчёркивается рискогенный характер дигитализации, обосновывается вывод о риске как о её системном элементе, заключающем в себе не только угрозы, но и значительные возможности для развития. Формулируется задача управления рискогенезом, необходимым условием которого является институционализация рисков. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России интерпретируется как система действий акторов образовательного пространства, предпринимаемых с целью предотвращения нежелательных следствий рисков цифровизации и дигитализации и использования их созидательного потенциала, включающих в себя установление корпоративных норм и стандартов поведения, определения структур, обеспечивающих их реализацию в ситуациях риска. Рассматриваются три основные задачи институционализации: определение норм и правил управления рисками; формирование осуществляющих его институций; разработка и внедрение корпоративных стандартов поведения в ситуациях рисков.
Предметом социологического анализа в статье является один из важных ресурсов современного высшего образования - научно-педагогическое сообщество (НПС), рассматриваемое авторами в качестве ключевой социальной общности университетов (наряду со студентами и управленческими работниками). В фокусе внимания - две основные ипостаси НПС, от качества которых зависит место вуза в отечественных и международных рейтингах высшей школы. Это профессионально-педагогическая и научно-образовательная деятельность представителей сообщества. Подчёркивается, что именно НПС составляет сегодня «ядро» интеллектуального актива университета. Следствием этого является растущее внимание к НПС как объекту теоретического и эмпирического изучения в зарубежной и отечественной науке. Отсюда цель статьи была определена как выявление трендов исследований НПС, показанных сквозь призму его противоречий и проблем, общих для российских и зарубежных вузов. Особое внимание обращается на две парадоксальные ситуации, характерные для отечественного НПС. Во-первых, по мере того, как сокращается его численность, усложняется структура профессиональной деятельности, увеличивается количество задач и степень ответственности, систематически растёт объём академической нагрузки и ненужного бюрократического бремени. Во-вторых, противоречивым образом сочетается возрастающая зависимость стратегии развития университета от научно-педагогических работников со снижением реального управленческого внимания к ним. Общей теоретической рамкой для авторов послужили две теории - социальной общности и ресурсной зависимости. В статье представлены результаты систематического анализа литературы, позволившие раскрыть противоречия воспроизводства научно-педагогических кадров университетов, влияние стратегий развития высшего образования и университетов на функционирование и развитие НПС, а также противоречия развития ресурсности НПС.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru