ISSN 2308-6416 · EISSN 2413-6891
Языки: ru · en

Статья: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СМЫСЛАХ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)

Читать онлайн

В статье выявляются особенности соотношения терминальных (развитие способностей, потребность в познании, общая культура) и инструментальных (диплом, возможность сделать карьеру, престиж) смыслов образования на основе сравнительного анализа соответствующих представлений студентов высшей школы и других групп учащейся молодёжи либо учащейся молодёжи в целом. Методологическая база исследования - концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. Анализ связей терминальных и инструментальных смыслов образования и других элементов социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности (архетипов, ментальных черт, ценностных ориентаций на знания, габитуальных установок, субкультурных смыслов), принадлежности к базовым типам культур позволил определить тенденции отношения к образованию студенческой и учащейся молодёжи. Тенденция инструментализации ценностного отношения к образованию студентов вузов и в целом учащейся молодёжи имеет устойчивый характер. Выявлено, что смыслы образования менее значимо коррелируют с архетипами и менталитетом. Субкультурные смыслы как свойства поколения, содержащие в себе различного рода «активности» и элементы демонстративного поведения, имеют значимые связи с инструментальными смыслами образования и, напротив, в некоторых случаях их отрицание - с терминальными. Подобная парадоксальность соотношения терминальных и инструментальных смыслов образования студенческой молодёжи зафиксирована и в корреляциях с отрицанием принадлежности к инновационному и духовному типам базовой культуры, что существенно отличает её от учащейся молодёжи. Как социокультурные факторы формирования представлений о смыслах образования студенческой молодёжи выделены тип поселения, уровень дохода, уровень образования родителей.

Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит - повышения уровня социальной определённости.

Ключевые фразы: представления о смыслах образования, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, высшая школа, саморегуляция жизнедеятельности, социокультурный механизм саморегуляции жизнедеятельности, учащаяся молодёжь
Автор (ы): Селиверстова Нина Анатольевна, Зубок Юлия Альбертовна
Журнал: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.7. Социология культуры. Культурный контекст социальной жизни
Для цитирования:
СЕЛИВЕРСТОВА Н. А., ЗУБОК Ю. А. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СМЫСЛАХ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ // СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА. 2023. ТОМ 11 № 1
Текстовый фрагмент статьи