В статье впервые в историко-педагогической литературе рассматривается иллюстративный контент дореволюционных учебников по отечественной истории для средней школы. Актуальность темы состоит в существующем в научной литературе интересе к опыту старой школы и дискуссиях о возможности и целесообразности его применения в современных образовательных условиях. В ходе проделанного исследования автор выявляет самые ранние образцы учебных иллюстраций в школьных руководствах, одобренных к применению Министерством народного просвещения. В статье сравнивается структура и способы представления иллюстративного материала в руководствах и пособиях (обязательной и дополнительной учебной литературе) для младшей и старшей школы, а также анализируется содержание изображений на титульных листах учебных книг. В результате проделанного исследования автор приходит к выводу, что практики применения иллюстративного материала в дореволюционных учебниках по отечественной истории четко разделяются на два периода: вторая половина XIX века (первые единичные опыты) и начало XX века (широкое распространение в младшей школе). Тем не менее в учебных руководствах его структура на протяжении всего изучаемого периода оставалась практически неизменной. В обязательных к применению учебниках иллюстрации были, как правило, анонимными, но более разнообразными и теоретически позволяли учителям организовать с ними работу на уроках разными способами. Однако какой-либо методический аппарат в учебных книгах отсутствовал, и визуальный ряд никак не взаимодействовал с текстом, а только иллюстрировал его. В учебных же пособиях присутствовали исключительно (или решительно преобладали) жанровые сцены, хотя и выполненные иногда известными художниками.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 372.893. истории
В историографии, посвященной дореволюционным школьным учебникам, вплоть до последнего времени очень редко уделялось внимание анализу иллюстративного материала. Характерно, что Ж. В. Уманская среди исследователей, занимающихся иллюстративным кон-тентом в книгах, перечисляет искусствоведов, культурологов и книговедов, но не называет историков (Уманская 2021, 51). Однако на самом деле историки постепенно стали проявлять интерес к этой сфере. В частности, иллюстрациями в учебниках для начальной школы, азбуках и букварях много и плодотворно занимаются Е. Ю. Ромашина и И. И. Тетерин (Ромашина 2014; 2017; Тетерин 2016; 2017; 2018). Что же касается дореволюционных учебников по истории, то единственным автором, включившим в свое фундаментальное исследование образа Александра Невского соответствующий иллюстративный материал, остается немецкий историк Ф. Б. Шенк (Шенк 2007).
Список литературы
- Беллярминов, И. И. (1874) Руководство к русской истории с пополнениями из всеобщей. СПб.: Скл. изд. у составителя, 160 с.
- Беллярминов, И. И. (1900) Элементарный курс русской истории. 7-е изд. СПб.: Типография В. С. Балашева и Ко, 150 с.
- Беллярминов, И. И. (1901) Руководство к русской истории с пополнениями из всеобщей. СПб.: Типография В. С. Балашева и Ко, 170 с.
- Боргман, А. И. (1914) Отечественная история для младших классов средних учебных заведений. СПб.: Типография товарищества А. С. Суворина «Новое время», 168 с.
- Владимирский, В. В. (1914) Русская история. Курс элементарный. СПб.: Типо-литография «Якорь», 179 с.
- Добрынин, К. И. (1911) Краткий курс русской истории (с дополнениями из всеобщей). М.: В. С. Спиридонов, 161 с.
- Добрынин, К. И. (1914) Элементарный курс русской истории. М.: В. С. Спиридонов, 262 с.
- Дубенский, Д. Н. (1908) История России в картинах. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 8 с.
- Дучинский, Н. П. (1914) Русская история. Курс элементарный. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 180 с.
- Ефименко, А. Я. (1914) Элементарный учебник русской истории. Курс эпизодический для средне-учебных заведений и высших начальных училищ. СПб.: Издание Я. Башмакова и Ко, 198 с.
- Золотов, В. А. (1863) История России в картинах. СПб.: Изд-во Н. Дементьева, 110 л.
- Иванов, К. А. (1911) Учебник русской истории. Систематический курс. СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 483 с.
- Ишимова, А. О. (1879) Сокращенная русская история. СПб.: Типография А. Траншеля, 354 с.
- Каталог (1884) Каталог руководств и учебных пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства народного просвещения. СПб.: Типография В. С. Балашева, 87 с.
- Каталог (1908) Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения (по 1 января 1908). СПб.: Типография Тренке и Фюсно, 138 с.
- Князьков, С. А. (1908) Картины по русской истории. М.: Гроссман и Кнебель, 49 с.
- Кубалов, Б. Г. (1915) Систематический курс русской истории. Ч. 1. Одесса: М. С. Козман, 144 с.
- Кубалов, Б. Г. (1916) Систематический курс русской истории. Ч. 2. Одесса: М. С. Козман, 184 с.
- Либен, П. Ф., Шуйская, А. П. (1893) Краткий курс русской истории. СПб.: Типография Ю. Штауфа, 48 с.
- Либен, П. Ф., Шуйская, А. П. (1911) Краткий курс русской истории. СПб.: Я. Башмаков и Ко, 124 с.
- Мостовский, А. (1904) Краткие очерки истории России. 5-е изд. Рига: К. Г. Зихман, 82 с.
- Острогорский, М. Я. (1897) Учебник русской истории. Элементарный курс. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 138 с.
- Острогорский М. Я. (1910) Учебник русской истории. Элементарный курс. СПб.: Типография Тренке и Фюсно, 176 с.
- Рождественский, С. Е. (1881) Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб.: [б. и.], 30 с.
- Сальников, А. Н. (1902) Руководство к отечественной истории. Курс младших классов гимназий и реальных училищ. СПб.: П. П. Сойкин, 144 с.
- Скворцов, И. В. (1914a) Учебник русской истории. Систематический курс. Ч. 1. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 152 с.
- Скворцов, И. В. (1914b) Учебник русской истории. Систематический курс. Ч. 2. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 210 с.
- Скворцов, И. В. (1914c) Учебник русской истории. Систематический курс. Ч. 3. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 190 с.
- Смирнов, Ф. А. (1910) Иллюстрированная русская история. Первоначальный курс. СПб.: Товарищество художественной печати, 180 с.
- Тарасов, Н. Г., Гартвиг, А. Ф. (1908) Из истории русской культуры. Враг под стенами. М.: Изд-во В. В. Думнова, 26 с.
- Третье дополнение (1911) Третье дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1911 г.). СПб.: Типография Тренке и Фюсно, 29 с.
- Черепнин, Н. П. (1913) Русская история. Курс эпизодический. СПб.: Просвещение, 188 с.
- Пашкова, Т. И. (2020) Учебные руководства по отечественной истории для средних учебных заведений в каталогах Министерства народного просвещения (1860-е–1916 гг.). Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика Психология, вып. 58, с. 57–73. https://doi.org/10.15382/sturIV202058.57-73
- Ромашина, Е. Ю. (2014) Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX и XX веков. Проблемы современного образования, № 6, с. 135–148.
- Ромашина, Е. Ю. (2017) «Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX в. Текст. Книга. Книгоиздание, № 14, с. 76–99. https://doi.org/10.17223/23062061/14/5
- Тетерин, И. И. (2016) Модель структурно-функционального анализа визуального ряда российских азбук и букварей конца XIX — начала XX века. Историческая и социально-образовательная мысль, т. 8, № 5-1, с. 258–263.
- Тетерин, И. И. (2017) Атлас визуальных элементов российских пособий для начального обучения грамоте второй половины XIX — начала ХХ вв.: концепция и структура. Отечественная и зарубежная педагогика, т. 1, № 3 (39), с. 185–194.
- Тетерин, И. И. (2018) Визуальный ряд российских азбук и букварей XIX — начала XX вв.: динамика дидактических функций. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 24 с.
- Уманская, Ж. В. (2021) Иллюстрация как объект исследования в российском научном пространстве. Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология», № 9, с. 49–66.
- Шенк, Ф. Б. (2007) Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000). М.: Новое литературное обозрение, 592 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается, как киборганическая идентичность представлена в кинематографе XXI века. Для анализа взят франко- бельгийский фильм «Титан» (2020) режиссера Жюлии Дюкурно. В качестве метода используется феномен «взгляда» (англ. „aze“, фр. „le regard“). В первом разделе статьи выделяются специфические характеристики концепта «киборг», описанного Донной Харауэй в эссе «Манифест киборгов», а также в феминистских и постгуманистских исследованиях. Киборг — гибрид человека и машины. Он является существом, соединяющим оппозиции природного и технического, мужского и женского. Сближение с другими через различие, а также ситуативность знания являются характеристиками идентичности киборга. Во втором разделе рассматриваются основания для использования теории взгляда, которая сегодня является одной из наиболее актуальных в исследованиях кино. Проводя параллель со стадией зеркала Лакана, исследователи кино устанавливают связь взгляда и идентификации смотрящих, создателей и персонажей в пространстве фильма. В частности, Лора Малви выдвигает положение о том, что классические голливудские фильмы сняты с позиции взгляда мужского субъекта и приходит к выводу о пассивной роли женских персонажей в качестве объектов мужского желания. В третьем разделе определяется специфика взгляда киборга на примере анализа боди-хоррора «Титан» (2020). Киборганическая телесность главной героини Алексии проявляется в андрогинности, сексуальном и генетическом соединениях с машиной. Обретение семьи («племени») главной героиней, ее нечеловеческая мораль и практики заботы в фильме являются теми характеристиками, в которых опознается ее киборганическая идентичность. Ужас, который в боди-хоррорах обусловлен запредельной трансформацией тела, в рассматриваемом фильме определяется тем, что он воспроизводит аппарат зрения субъекта-киборга.
Статья посвящена архитектурной графике как основе искусствоведческого исследования. Представлена специфика практического применения архитектурной графики к исследовательским задачам, возникающим в процессе исследования на примере изучения архитектурного наследия Вятской губернии XVIII — начала XX века. Представлен анализ и выделены противоречия в трактовке понятий, связанных с архитектурной графикой существующих в научном дискурсе.
Актуальность определяется необходимостью изучения и классификации архитектурной графики. Цель настоящего исследования заключается в определении роли архитектурной графики в процессе изучения архитектурного наследия. Материалом статьи выступают разнородные по содержанию, значению, качеству и типу архивные документы. Как правило, это архитектурная графика XVIII — начала XX века, включающая чертежи, планы, схемы и рисунки, а также проектная документация, хранящиеся по большей части в фондохранилищах различных архивов.
Обращение к архитектурной графике исследуемого периода существенно дополняет источниковую базу искусствоведческого исследования. Изучение проектной документации, чертежей, планов, схем и рисунков является неотъемлемой частью изучения памятников архитектуры. Перечисленные варианты позволяют получить данные об архитектурном решении, о технических и художественных аспектах архитектуры. Анализ архитектурной графики в совокупности с другими источниками позволяет понять исторический контекст, значение памятника архитектуры и стилистические особенности.
Представлено, что архитектурная графика как научная иллюстрация является обширным информационным ресурсом, так как отражает различные аспекты истории и художественных процессов. Исследование архитектурной графики является ключевым элементом в процессе восстановления научной базы для реконструкции и сохранения исторического и культурного наследия.
Диалог с классикой — одна из ведущих тенденций современного литературного процесса. Современная детская и подростковая литература также вступает в диалог с классическими образцами художественных текстов. Как сделать классику актуальной и как мотивировать школьников читать произведения, входящие в школьную программу по литературе, — одна из междисциплинарных проблем. Новейшая детская литература становится проводником к литературе классической. Современные авторы, художники-иллюстраторы, издатели адаптируют художественные тексты классической литературы для читателя таким образом, что линейный текст превращается в комикс или графический роман, дополняется иллюстрациями и инфографикой. Такое прочтение классических текстов является ярким примером создания текстов новой природы. В статье рассматриваются книжка-картинка ирландского автора Оливера Джефферса и иллюстратора Сэма Уинстона «Я из мира книг», графические путеводители Алексея Олейникова «Евгений Онегин» и «Горе от ума», книга Евгении Двоскиной «Пушкин с нами».
В современной гуманитарной науке (литературоведении, культурологии, философии) актуальны исследования феномена изображения (см.: труды С. Н. Зенкина, Н. Н. Мазур, М. Б. Ямпольского). Одним из аспектов в этих работах является изучение способов репрезентации видимого в художественной литературе. Соотнесение словесного и изобразительного попадает и в круг интересов лескововедов, проводятся исследования рассказов, повестей, очерков Н. С. Лескова в ракурсе сложного взаимодействия слова и иконописи, слова и живописи Нового времени (см.: труды А. А. Буткевич, Ю. А. Голубинской, М. А. Комовой, В. В. Лепахина и др.). Настоящая статья имеет целью выявление визуального потенциала и описание специфики образа в тексте рассказа Н. С. Лескова «Павлин». Установлено, что на основе заглавного и центрального образа павлина строится визуальная поэтика рассказа. Она определена разнообразными и многочисленными культурными контекстами (орнитологическое изображение птицы павлина, мифологический образ Аргуса, христианское искусство (Распятие, Воскресение), живопись Возрождения и Нового времени (Распятие, Благовещение)). Образ распятия Иисуса Христа синтезирует выявленные контексты. Обнаружены культурно-изобразительные особенности образа Распятия (словесные, иконописные, живописные). Анализ рассказа в единстве текстовых и контекстуальных форм, в аспекте проблемы видения (взгляда — зрения) позволяет сделать вывод об уникальной поэтике визуального в творчестве Н. С. Лескова. Исследование философии взгляда, зрения, созерцания осуществляется с опорой на научные труды С. Н. Дурылина, М. Б. Ямпольского и О. А. Седаковой.
В настоящее время многое в сложившихся представлениях о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина пересматривается, литературоведы ищут новые подходы к анализу произведений сатирика (см.: Дмитренко 2022). Однако в современных исследованиях редко затрагивается вопрос о влиянии произведений Ф. М. Достоевского на творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, хотя известно, что сатирик высоко ценил талант Ф. М. Достоевского, выделяя его из ряда других писателей второй половины XIX века по глубине проблем, которые великий романист разрабатывал в своем творчестве (см.: М. Е. Салтыков-Щедрин «Светлов, его взгляды, характер и деятельность («Шаг за шагом»). Роман в трех частях Омулевского», 1871). В современной культуре образы Иудушки Головлева и князя Мышкина сближаются — в первую очередь благодаря театральным спектаклям и экранизациям романов. Герои впервые были поставлены читателями и критиками XXI века в один историко-литературный ряд, однако в литературоведческой науке связи между героями не изучались. Актуальность данной статьи заключается в том, что сравнительно-типологический анализ романа Ф. М. Достоевского «Идиот» и романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» открывает новые перспективы в исследовании творчества Салтыкова-Щедрина, а также позволяет увидеть обновленной историю русского классического романа в целом. Гипотеза, лежащая в основе работы, заключается в том, что при написании своего самого известного романа «Господа Головлевы» и создании образа главного героя этого романа Иудушки Головлева М. Е. Салтыков-Щедрин имел в виду идею романа Ф. М. Достоевского «Идиот», особенности поэтики и смыслы образа князя Мышкина. Целью работы является обнаружение оснований для сближения образов героев и определение путей научного обоснования выдвинутой гипотезы.
В статье сопоставляются понятия близости (Nähe) и дали (Ferne) в работах В. Беньямина и М. Хайдеггера. Оба автора используют данную дихотомию для описания изменений, происходящих в ХХ веке в политике, искусстве и повседневности. Рассмотрение этих понятий в оригинальных текстах позволяет выявить их соотнесенность, не всегда очевидную при переводе на русский язык, и потенциал их использования в качестве философских категорий как в современном контексте, так и в отношении классических проблем континентальной философии. В частности, через призму дихотомии «близости — дали» рассматривается классическое определение произведения искусства как предъявление (присутствие) отсутствующего в «Лаокооне» Лессинга. Еще одной характерной аналогией становится представление игры fort/da (там / здесь) в тексте «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейда, а также тот расширенный контекст, который приобретает интерпретация этого сюжета у Ж. Деррида.
В общих чертах намечены возможные направления дальнейшей разработки данного подхода в рамках диалектики отношений между человеком и вещами, человеком и техникой и между людьми. Рассмотрен ряд современных статей, которые позволяют проследить связь антиномии близости и дали с такими сферами, как физика (спутанность времени и пространства), вычислительная аналитика больших данных (проблема уникального и массового), социальные процессы (техническое опосредование взаимодействия между людьми). Отдельное внимание уделено соотношению понятий «ближнего» и «другого» в работах Р. Жирара и Дж. Агамбена и возможности их интерпретации через категории близости и дали. В целом статья скорее очерчивает возможные перспективы обращения к антиномии «близости — дали» как философским категориям, а не только служебным метафорам, чем предлагает готовые интерпретации.
В статье рассматриваются проблемные соотношения символических конструкций бытия и рефлексии философско-эстетического сознания. Исследованы роль и значимость символических построений, приобретающих онтологические характеристики в познании и социализации. Актуализирована онтологика символического, оказывающая существенное влияние на социальную онтологию и понимание бытия в целом. Это особенно значимо для современности, где эстетическое отношение к жизни, всегда связанное с чувственным переживанием и познанием, активно задействовано в манифестациях аффектированной социальной чувственности. На этом фоне происходит онтологизация символического, предстающая в текстоцентризме современности — позиционированная в совокупности текстов, она рассматривается как глобальное произведение, где одновременно актуализированы эффекты произведенности и извода.
Эти эффекты предстают нагляднее всего в модусах символической «спектакулярности» (Ги Дебор): реальное поглощено моделью, онтология спроецирована в дискурсивные «практики признания истины». Феномены символического предписывают порядок познания и поступания: «знаковый характер» действий смещается в сторону понимания их как символически выраженной материальности. Вследствие этого в центре внимания оказываются физиологические, аффективные, энергетические и моторные реакции — в целом порождаемый ими совокупный чувственный опыт.
В сфере социальной онтологии это значит в конечном счете, что акт отправления власти предстает в форме перформанса.
Эстетика текстуальности словно бы предписывает объектной и человеческой размерности порядок социальных отношений — задает актуальный ход понимания. Символическое создает представления об объектности, которая пребывает между символическим «самим по себе» и его действиями в области прагматики («театральность») — создается новый обширный объект социальности. Энергия этой стяженности создает и новые отношения с бытием символического «самого по себе» — с тем, как оно воспроизводится, и теми проекциями, которые возникают в социальных отношениях. В статье отмечена значимость открытий представителей отечественной гуманитарной науки и плодотворность методологических идей славянского структурализма, где глубоко исследована соотнесенность произведений-объектов в их автономной структурности с социальными отношениями и эпистемологическими стратегиями гуманитарного знания.
В статье сопоставляются два метода гуманитарного знания, включающие в себя как анализ процессуальности явления (историю), так и рефлексию по поводу принципов его словесного или иного оформления (поэтику): историческая поэтика Александра Веселовского (1838–1906) и поэтика истории Хейдена Уайта (1928–2018). Прослеживается эволюция взглядов Веселовского на предложенный им метод (от эволюции содержания, отливающегося в устойчивые формы, к эволюции самих форм), а также некоторые изменения, которые привнесли в понимание метода его продолжатели, в частности, С. С. Аверинцев, связавший «слово» и «историю» через человека и позволивший исторической поэтике обрести антропологическое измерение. Х. Уайт, тяготеющий к лингвистическому повороту в философии, развивает мысль о том, что прошлое является территорией фантазии, а значит историописание представляет собой отчасти художественное творчество. Элемент художественной поэтики в процессе описания истории он находит как на уровне одной из объясняющих стратегий (объяснение посредством сюжета через архетипы Романа, Комедии, Трагедии и Сатиры), так и на уровне дорациональном — в «префигуративном акте», предшествующем созданию исторического текста и понятом им как акт поэтический (через тропы поэтического языка Метафору, Метонимию, Синекдоху и Иронию). Сопоставление исторической поэтики и поэтики истории позволяет увидеть путь фундаментальных изменений в методологии гуманитарного знания, свершившийся в течение ХХ века, а также по-новому осмыслить роль художественного начала и языка в процессе научного познания, увидеть значение человека в методологии «наук о духе».
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477