В последние десять лет, без преувеличения, самым распространённым и актуальным является дискурс о городе, его формах, планировании и управлении в условиях неопределённости. Перспективы развития города, городского сообщества зависят не столько от влияния внешних факторов, сколько от артикуляции и репрезентации содержания социального запроса со стороны общества, населения конкретных городов. У горожан сформировано видение настоящего и будущего своего города, а его восприятие у жителей складывается на основе представлений о современном городе и воспроизведено как дискурс в суждениях, мнениях, оценках населения. Городской дискурс есть позиционирование, репрезентация городской идентичности горожан и отражение восприятия идентичности города. Присутствие этого дискурса находим в нарративах горожан о городе. В основе исследования - нарративы личного опыта: рассуждение информантов о том, как они оценивают и воспринимают свой город. Тактика исследования - нарративный анализ, дополненный сентимент анализом (позитивная или негативная подача материала), метод - контент-анализ. Цель работы: исследование восприятия идентичности города горожанами. Новизна работы определена дизайном исследования, сочетающим качественный и количественный подходы, метод триангуляции по Н. Дензину [1, с. 24], а также выбором субъективного параметра (восприятие горожанами своего города) в качестве ориентира для управленческих действий при формировании идентичности города для достижения связности «город - горожанин». Дополнительным вкладом данной работы является выстраивание парной логики связности «город - горожанин» через соотношение показателей городской идентичности горожан и идентичности города на основе эмпирических данных по шести городам Тюменской области. Исследование показало, что горожане с высоким уровнем городской идентичности воспринимают город через личностное участие в его жизни, через проявление субъектности.
Идентификаторы и классификаторы
Город значим для исследователей как специфический объект познания городского сообщества, отношений, ресурсов и оснований развития, конфликтов и механизмов решения перманентных проблем общества.
Список литературы
1. Концептуальные представления о стратегиях “смешивания методов” (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии / О. Б. Савинская, А. Г. Истомина [и др.] // Социологические исследования. 2016. № 8 (388). С. 21-29. EDN: WHWAVR Savinskaya O. B., Istomina А. G., Larkina Т. Yu., Кruglova К. D. Conceptual ideas of mixed methods research: stages of development and current debates. Sociological Studies=Sociologicheskie issledovaniya. 2016;8(388):21-29. (In Russ.).
2. Основы социального управления / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев [и др.]; под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001. 271 с. 5-06003755-X. ISBN: 5-06-003755-X EDN: VSKYQZ Gladyshev A. G., Ivanov V. N., Patrushev V. I. [et al.]. Fundamentals of Social Management. [Osnovy’ social’nogo upravleniya]. Moscow: Vy’sshaya shkola; 2001. 271 p. (In Russ.). 5-06-003755-Х. ISBN: 5-06-003755-X
3. Среда, которая нас формирует. Как россияне оценивают качество городской среды и динамику ее изменения // ВЦИОМ: [сайт]. 21.10.2020. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/sreda-kotoraya-nas-formiruet-kak-rossiyane-oczenivayut-kachestvo-gorodskoj-sredy-i-dinamiku-ee-izmeneniya (дата обращения: 26.11.2023). The environment that shapes us. How Russians assess the quality of the urban environment and the dynamics of its change. Analytical report. 21.10.2020. VCIOM. Available at: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/sreda-kotoraya-nas-formiruet-kak-rossiyane-oczenivayut-kachestvo-gorodskoj-sredy-i-dinamiku-ee-izmeneniya (accessed: 26.11.2023). (In Russ.).
4. Горнова Г. В. Конфликтность городской идентичности: визуальные аспекты // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 3 (25). С. 27-40. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-27-40 EDN: KAXAUR Gornova G. V. The conflict of urban identity: visual aspects. ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics=Praksema. Problemy’ vizual’noj semiotiki. 2020;3(25):27-40. (In Russ.). DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-27-40 EDN: KAXAUR
5. Пакшина И. А. Основные направления формирования идентичности города Саранск (по результатам контент-анализа интернет-сообществ) // Современный город: власть, управление, экономика. 2019. Т. 1. С. 205-215. EDN: KXWRBY Pakshina I. A. Main directions of the formation of the identity of the city of Saransk (based on the results of content analysis of Internet communities). Modern City: power, management, economy=Sovremenny’j gorod: vlast’, upravlenie, e’konomika. 2019;1:205-215. (In Russ.). EDN: KXWRBY
6. Распоряжение правительства РФ от 23.03.2019 № 510-Р (ред. от 30.12.2020) “Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды” // КОДИФИКАЦИЯ.РФ: [сайт]. URL: https://rulaws.ru/goverment/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-23.03.2019-n-510-r/ (дата обращения: 28.06.2023). Order of the Government of the Russian Federation from 23.03.2019 Nо. 510-R (ed. from 30.12.2020) “On approval of the methodology of formation of the urban environment quality index” [Rasporyazhenie pravitel’stva RF ot 23.03.2019 № 510-R (red. ot 30.12.2020) “Ob utverzhdenii metodiki formirovaniya indeksa kachestva gorodskoj sredy’”]. CODIFICATION.RF. Available at: https://rulaws.ru/goverment/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-23.03.2019-n-510-r/ (accessed: 28.06.2023).
7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента/Наука, 1999. 604 с. ISBN: 5-02-026807-0 EDN: QWJLFB Merleau-Ponty М. Phenomenology of perception [Fenomenologiya vospriyatiya]. St. Petersburg: Yuventa/Nauka; 1999. 604 р. ISBN: 5-02-026807-0
8. Прогнозное проектирование и социальная диагностика: Сб.ст.: [В 3-х книгах] / Отв. ред. Т. М. Дридзе; АН СССР; Ин-т социол., М.: ИС АН СССР, 1991. Dridze T. M. ed. Prognostic projection and social diagnostics: Collection of articles: [In 3 books]. [Prognoznoe proektirovanie i social’naya diagnostika: Sb.st.: [V 3-x knigax]. USSR Academy of Sciences, Institute of Sociology. Moscow: In-t social.; 1991. (In Russ.).
9. Князева E. Системный подход как основа стратегического управления // Форсайт. 2020. Т. 14, № 4. С. 6-8. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.4.6.8 EDN: LYCDAE Кnyazeva E. System theory approach as a basis of strategic management. Foresight and STI Governance. 2020;14(4):6-8. (In Russ.). DOI: 10.17323/25002597.2020.4.6.8 EDN: LYCDAE
10. Bauman Z. Identity in the globalising world // Social Anthropology. 2001. Vol. 9, № 2. Р. 121-129. DOI: 10.1017/S096402820100009X EDN: FOSBNX
11. Морозова Е. В., Мирошниченко И. В., Семененко И. С. Развитие сельских местных сообществ: потенциал политики идентичности // Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 56-77. DOI: 10.17976/jpps/2020.03.05 EDN: OEGKSH Morozova E. V., Miroshnichenko I. V., Semenenko I. S. Identity policies in rural local community development in Russia. Polis. Political Studies=Polis. Politicheskie issledovaniya. 2020;(3):56-77. (In Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2020.03.05 EDN: OEGKSH
12. Castells M. The Power of Identity. Second Edition with a New Preface. Singapore: Wiley-Blackwell Publishing Ltd, 2010. 592 р. 978-1-444-31823-4. DOI: 10.1002/9781444318234 ISBN: 978-1-4443-1823-4
13. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер; пер. с англ. А. Бойков, А. Лисицына; 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688 с. 5-31800687-6. ISBN: 5-318-00687-6 Ritzer J. Modern sociological theories. 5th ed. [Sovremenny’e sociologicheskie teorii. Dzh. Ritcer; per. s angl. A. Bojkov, A. Lisicy’na; 5-e izd.]. St. Petersburg: Piter; 2002. 688 р. (In Russ.). ISBN: 5-318-00687-6
14. Пирогов С. В. Контуры визуальных исследований города // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 59-63. EDN: RLYNIB Pirogov S. V. Contours of visual studies of the city. Tomsk State University Journal=Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013;(376):59-63. (In Russ.). EDN: RLYNIB
15. Бурдьё П. Социальное пространство и символическая власть // Thesis. 1993. № 2. С. 137-150. Bourdieu P. Social space and symbolic power [Social’noe prostranstvo i simvolicheskaya vlast’]. Thesis. 1993;(2):137-150. (In Russ.).
16. Тевено Л. Какой дорогой идти? Моральная сложность “обустроенного” человечества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 3. С. 84-111. EDN: ONCGTP Thévenot L. Which road to take? The moral complexity of “conditioned” humanity [Kakoj dorogoj idti? Moral’naya slozhnost’ “obustroennogo” chelovechestva]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii=The journal of sociology and social anthropology. 2000;3(3):84-111. (In Russ.). EDN: ONCGTP
17. Де Серто М. По городу пешком / М. Де Серто, пер. с фр. А. Космарский // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 24-38. EDN: JWUSGJ de Certeau M. In the city on foot [Po gorodu peshkom]. Sociological Review=Sociologicheskoe obozrenie. 2008;7(2):24-38. (In Russ.).
18. Паутова Л. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2007. № 24. С. 149-168. EDN: KVKJCR
Pautova L. A. Associative experiment: the experience of sociological application [Associativny’j e’ksperiment: opy’t sociologicheskogo primeneniya]. Sociology: methodology, methods, mathematical modeling (4M)=Sociologiya: metodologiya, metody’, matematicheskoe modelirovanie (4M). 2007;(24):149-168. (In Russ.). EDN: KVKJCR
19. Narratives of change: How social innovation initiatives construct societal transformation / J. M. Wittmayera, J. Backhausb, F. Avelinoa [et al.] // Futures. 2019. Vol. 112. Р. 102433. DOI: 10.1016/j.futures.2019.06.005 EDN: IJUHOW
20. Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 38-61. EDN: UGMXOT Yarskaya-Smirnova E. R. Narrative analysis in sociology [Narrativny’j analiz v sociologii]. Sociological Journal=Sociologicheskij zhurnal. 1997;(3):38-61. (In Russ.). EDN: UGMXOT
21. Yin Robert K. Qualitative research from start to finish / Yin Robert K.; Second Edition. New York: The Guilford Press, 2016. 386 р. ISBN: 978-1-4625-2134-0
22. Нечаева А. А. Нарративный анализ как метод исследования коллективной памяти // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 2 (21). С. 81-93. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-2-81-93 EDN: AAXTNI Nechaeva A. A. Narrative analysis as a collective memory research method. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies=Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie. 2020;(2):81-93. (In Russ.). DOI: 10.28995/2073-6401-2020-2-81-93 EDN: AAXTNI
23. Terlouw K. From thick to thin regional identities? // GeoJournal. 2012. Vol. 77, № 5. Р. 707-721. DOI: 10.1007/s10708-011-9422-x EDN: XNRYVM
24. Kostko N., Pecherkina I. Urban Identities in Russian Cities and the Prospects of Their “Smart” Development // Changing Societies & Personalities. 2021. Vol. 5, № 4. P. 636-653. DOI: 10.15826/csp.2021.5.4.154 EDN: LTRFWO
25. Симакова М. А. Забытая теория 1968 г.: Критика повседневности и революционный романтизм Анри Лефевра // Вестник Московского Ун-та. Сер. 12: Политические науки. 2018. № 3. С. 25-38. EDN: YXXEEP Simakova М. А. An abandoned theory of 1968: Henri Lefebvre, the critique of everyday life and revolutionary romanticism. Bulletin of Moscow University. Episode 12. Political Science=Vestnik Moskovskogo Un-ta. Ser. 12: Politicheskie nauki. 2018;(3):25-38. (In Russ.). EDN: YXXEEP
26. Цоллер В. Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика // Филологические науки. 1996. № 6. С. 62-71. Zoller V. N. Expressive lexicon: semantics and pragmatics [E’kspressivnaya leksika: semantika i pragmatika]. Philological Sciences=Filologicheskie nauki. 1996;(6):62-71. (In Russ.).
27. Будущее территорий: новые вызовы и инструменты развития: монография / К. Р. Ахтиярова, А. Н. Береговских, А. А. Борисова [и др.]; под общей ред. Д. П. Соснина. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2022. 334 с. ISBN: 978-5-85006-461-7 EDN: DBFBLS Axtiyarova K. R., Beregovskix A. N., Borisova A. A. [et al]. The future of the territory: new challenges and development tools: monograph. Moscow: Izdatel’skij dom “Delo” RANXiGS; 2022. 334 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-85006-461-7 EDN: DBFBLS 28. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. (Введение). 2-е изд., испр. М.: Nota Bene, 1999. 224 с. ISBN: 5-8188-0005-9 EDN: RVRQNP Tatarova G. G. Methodology of data analysis in sociology. 2nd ed., revised [Metodologiya analiza danny’x v sociologii. (Vvedenie). 2-e izd., ispr.]. Moscow: Nota Bene; 1999. 224 р. (In Russ.). ISBN: 5-8188-0005-9
29. Mayring P. Qualitative content analysis: theoretical foundation, basic procedures and software solution. Klagenfurt: GESIS, 2014. 144 р. URL: https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-395173 (дата обращения: 01.06.2023).
30. Перси У. Sentiment ayalysis: главные теоретические аспекты и некоторые прикладные подходы // Przegléd Rusycystyczny. 2020. Т. 169, № 1. С. 80-91. DOI: 10.31261/pr.7726 Persi U. Sentiment analysis: the main theoretical prerequisites and some empirical application. Przegląd Rusycystyczny. 2020;169(1):80-91. (In Russ.). DOI: 10.31261/pr.7726 EDN: VIEEUV
31. Федотова Н. Г. Символические коды городской идентичности (на примере российского и американского городов) // Учёные записки Новгородского государственного университета. 2020. № 8 (33). С. 18. DOI: 10.34680/24117951.2020.8(33).18 EDN: JMIILO Fedotova N. G. Symbolic codes of urban identity (on the example of Russian and American cities). Scientific Notes of Novgorod State University=Uchyony’e zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020;8(33):18. (In Russ.). DOI: 10.34680/2411-7951.2020.8(33).18
32. Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Social Science Information. 1974. Vol. 13, № 2. Р. 65-93. DOI: 10.1177/053901847401300204 EDN: JPYJYD
33. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с. ISBN: 5-7598-0069-8 Castells M. Information Age: Economy, Society, Culture Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Informacionnaya e’poxa: e’konomika, obshhestvo, kul’tura]. Translated from English. Under the scientific editorship of O. I. Shkaratan. Moscow: GU VSHE’; 2000. 608 р. (In Russ.). 5-75980069-8. ISBN: 5-7598-0069-8
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрена проблема востребованности института медиации в России. Приведены статистические данные по стране за 2020 год и проанализированы данные по Ростовской области за тот же период. Сделан сравнительный анализ с данными за аналогичный период по Свердловской области. Информационную и эмпирическую базу исследования составляют материалы: сайта Судебного Департамента при Верховном Суде РФ; Ассоциации медиаторов Ростовской области «Примирение»; «Комнаты примирения» в Арбитражном суде Свердловской области. Использованы методы контент-анализа, статистического анализа, глубинного интервью, массового опроса, проведённого среди занятого населения Ростовской области в возрасте от 21 до 30 лет. В ходе исследования выявлены: слабая осведомлённость респондентов о возможностях использования процедуры медиации, о её структуре и особенностях; низкий уровень современной медиативной практики в стране. Показано, что в России на сегодняшний день суды завалены исками, в то время как медиация вполне могла бы конструктивно решать многие социальные проблемы. Обоснована необходимость создания благоприятных условий для развития медиативной деятельности и её популяризации. Выявлены основные причины, препятствующие институту медиации стать востребованной деятельностью среди населения: низкая культура решения конфликтов, приводящая в ряде случаев к уклонению спорящих от поиска подходящего способа его разрешения; фактор недостаточно высокого доверия к возможности решения спора с привлечением третьей стороны. Сделан вывод, что недостаток доверия в первую очередь связан с недостаточной информированностью населения о существе процедуры медиации, о правовом статусе медиативного соглашения, имеющего в случае нотариального удостоверения силу исполнительного документа. Более широкое использование всех видов СМИ, увеличение онлайн-платформ с расположением вебинаров по медиации, проводимых опытными в этой сфере специалистами, помогут распространению практики медиации и будут способствовать её скорейшей институционализации.
Трактовка и взаимосвязь понятий «факт», «смысл», «термин» на протяжении XX-XXI вв. постоянно находились в зоне интереса исследователей: социологов, философов, культурологов, лингвистов, юристов, а также писателей и журналистов. При этом данная связь, внешне понятная и логичная, осознавалась как всё более сложная композиция, зависящая и от особенностей человеческого восприятия, и от социального моделирования различного рода сообщений целевым аудиториям. В настоящей статье рассматриваются эволюция и современное состояние данных представлений, связанных, с одной стороны, с интернетизацией и медиатизацией общества; а с другой, - с наличием и даже усилением глобальной социально-политической конъюнктуры на межгосударственном и других уровнях. В фокусе исследования автора находится проблематика терроризма как наиболее острая и показательная. Единое, принятое на международном уровне определение терроризма отсутствует. Ещё в большей степени это касается социальной практики, в процессе которой исполнители и заказчики терактов определяются заинтересованными сторонами по-разному, вплоть до полной противоположности. Таким же образом трактуются и непосредственные факты террора, когда фиксация реального события дополняется или полностью подменяется демонстрацией его смыслового наполнения. В статье рассматриваются предпосылки и современная практика создания и последующего применения фактологических, смысловых и лексико-семантических элементов в композициях публикуемых сообщений. С помощью анализа материалов российских и западных средств массовой информации автор исследует изменение целей названных элементов и их роли в воздействии на целевые аудитории. В ходе изучения выдвигается и подтверждается гипотеза о том, что сообщения об актах террора превращаются в инструмент информационной войны, причём их смысловая часть приобретает доминирующий характер. Развиваются технологии проверки фактов на достоверность и выявления первичных целей авторов сообщений. Однако приоритетным типом контрдействий становится формирование у целевых групп стереотипных установок на неприятие таких событий, высказываний и их контентных обозначений в медиа, которые квалифицируются государством как террористические.
Цифровизация является в настоящее время объективной реальностью, которая, можно сказать, ежедневно изменяет жизнь как конкретного индивида, так и всего социума. Вместе с тем проводимые по вопросам цифровизации международные форумы, исследования, опубликованные монографии в гораздо большей степени посвящаются вопросам цифровизации в сфере безопасности, технологий, в экономике и образовании и гораздо в меньшей - в сфере культуры. Во многом это определяется тем, что большинство социума рассматривает культуру как отрасль, имеющую второстепенное значение для развития, а не как одну из основных и равноправных сфер жизнедеятельности общества. Автором на основе подхода к управлению сферой культуры как к процессу массовой коммуникации разработан теоретико-методологический конструкт - модель управления сферой культуры в условиях цифровизации. Анализ динамики процесса цифровизации сферы культуры в России, практического опыта автора, показал, что основными факторами, влияющими на скорость и качество цифрового развития, сегодня являются цифровые разрывы, определяющие как технологические аспекты, так и аспекты, требующие оценки и развития компетенций акторов социального управления. Автором введено в исследовательскую практику понятие «цифровой фрустрации» как результата цифрового разрыва второго уровня, которая наряду с физическими, психологическими, биологическими и социальными фрустраторами может привести общество к состоянию социальной аномии.
В статье рассматриваются возможности применения методов Text Mining в практике анализа открытых вопросов анкеты. В работе представлен пример исследования униграмм и биграмм, а также поиска латентных топиков с помощью тематического моделирования. Эмпирическими материалами послужили данные проведённого в 2022 году анкетного опроса, в котором приняло участие 929 студентов одного московского экономического вуза. В открытом вопросе анкеты предлагалось определить миссию университета, что дало возможность представить в плоскости субъективной интерпретации предназначение высшей школы в современных условиях. Частотный анализ униграмм, дополненный качественным исследованием высказываний респондентов, позволил составить словарь студенческого дискурса о миссии вуза. Артикулирование биграмм осуществлялось на основе нескольких статистических метрик, с опорой на которые были проранжированы словосочетания и выделен ключевой набор концептов. Выявлено, что в восприятии студентов первоочередные задачи вуза прежде всего направлены на трансляцию профессиональных знаний и навыков, в широком смысле - подготовку квалифицированных специалистов. Социальные функции университета, ориентированные на удовлетворение потребностей общества и государства, в концептуальных интерпретациях опрошенных студентов выражены слабее. На следующем этапе исследования была выдвинута задача анализа латентных топиков с помощью тематического моделирования. Особенностью тематического моделирования является то, что объединённые в один топик слова отражают идентифицированное программой распределение слов, но не в буквальном смысле понятную для человека тему. Учитывая специфику применяемого метода, авторы продемонстрировали результаты поискового анализа в практике обработки открытого вопроса. Как оказалось, ключевые слова, сосредоточенные в ядре основных тем, в основном связаны с обеспечением потребностей самих обучающихся, оставляя на периферии вербализируемых определений понимание значимости вуза как платформы для инноваций, научных разработок, предпринимательских и иных инициатив во благо общества и страны. Результаты представленного исследования могут быть полезны для переосмысления исследовательского инструментария социологов в условиях активного развития цифровых технологий, что требует апробации новых методов, понимания их реальных возможностей и ограничений в решении задач социологического исследования.
В статье актуализируются проблемы типологического анализа молодёжи по характеру здоровьесберегающего поведения, среди них особо выделяются вопросы формирования типообразующих признаков. Это те теоретические конструкты, характеристики, на основе которых происходит отнесение респондента к той или иной типологической группе - носителю определённого социального типа. На роль типообразующих признаков претендуют различные показатели здоровьесберегающего поведения. Их выбор зависит от множества факторов: от специфики изучаемой совокупности, от основания типологии, от цели, ради достижения которой проводится типологический анализ, от накопленного опыта исследовательских практик использования показателей и др. В статье представлены результаты поискового исследования, посвящённого изучению представлений молодёжи о здоровьесберегающем поведении. Исходная методологическая предпосылка заключалась в том, что эвристический потенциал показателей здоровьесберегающего поведения как типообразующих признаков в разных группах молодёжи различен. Правдоподобность этой предпосылки была подтверждена в процессе анализа текстовых данных, полученных методом неоконченных предложений. С опорой на построение пирамид обобщений (по данным опроса трёх возрастных групп молодёжи) были выявлены структурные элементы образа «здоровьесберегающее поведение» (элементарные обоснования, элементы, компоненты), определены доминирующие компоненты. В результате выдвинуты предположения об адекватности тех или иных методических решений при формировании типообразующих признаков.
Исследования жизненного пути нацелены на решение фундаментальных вопросов социальных наук о природе социальных изменений - определение их направления, причин и перспектив, взаимосвязи микро - и макроуровней социальной реальности. Развиваясь в рамках разных социальных наук и научных традиций, исследования жизненного пути отличаются по предметному полю и методологическим подходам и мало связаны между собой. В статье выделены основные направления в изучении жизненного пути: психологическое в рамках теорий развития личности; лонгитюдное социологическое для исследования жизненных путей отдельных когорт и сравнительного изучения поколений, социальных групп, стран и регионов; отраслевое - исследования траекторий в отдельных сферах жизни; жизненно-событийное демографическое, ценностное и биографическое. Всё многообразие методологических подходов к изучению жизненного пути предлагается объединить в две большие категории - синхронные и ретроспективные, отличающиеся временной дистанцией между событием и сообщением о событии. Особенности синхронного подхода состоят в относительно высокой надёжности измерений, но низкой гибкости в выборе показателей, длительности проведения исследования и большими финансовыми затратами. При ретроспективном подходе организационные возможности проводить изучение в любое время, а также гибкость в выборе показателей высокие, но на надёжность измерений влияют «ошибки» памяти и контекст. Ни один из этих подходов не отвечает в полной мере потребностям изучения такого сложного процесса, как жизненный путь. Решения, которые находятся в процессе разработки и тестирования, связаны с применением мультимодального подхода. В проекте «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е» проанализированы особенности применения метода автобиографий для больших выборок населения. Метод показал высокую чувствительность к форме (рукописной, печатной или устной), неравномерность в полноте данных и принципах отбора событий. Использование дополнительного метода - глубинных интервью - позволило увеличить полноту и сравнимость данных. Однако даже двухмодальная методическая процедура не обеспечивает эффективного решения задачи. К выделенным недостаткам относятся высокая трудоёмкость анализа, необходимость индивидуального подхода к каждой автобиографии, низкий уровень кооперации со стороны респондентов, наличие этических проблем. Дальнейшие перспективы изучения жизненного пути связаны с конвергенцией подходов и достижений разных направлений таких исследований, с развитием междисциплинарных проектов, а также с применением мультимодальной интегрированной методологии, объединяющей разные методы в единый исследовательский цикл.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru