В статье рассмотрена проблема востребованности института медиации в России. Приведены статистические данные по стране за 2020 год и проанализированы данные по Ростовской области за тот же период. Сделан сравнительный анализ с данными за аналогичный период по Свердловской области. Информационную и эмпирическую базу исследования составляют материалы: сайта Судебного Департамента при Верховном Суде РФ; Ассоциации медиаторов Ростовской области «Примирение»; «Комнаты примирения» в Арбитражном суде Свердловской области. Использованы методы контент-анализа, статистического анализа, глубинного интервью, массового опроса, проведённого среди занятого населения Ростовской области в возрасте от 21 до 30 лет. В ходе исследования выявлены: слабая осведомлённость респондентов о возможностях использования процедуры медиации, о её структуре и особенностях; низкий уровень современной медиативной практики в стране. Показано, что в России на сегодняшний день суды завалены исками, в то время как медиация вполне могла бы конструктивно решать многие социальные проблемы. Обоснована необходимость создания благоприятных условий для развития медиативной деятельности и её популяризации. Выявлены основные причины, препятствующие институту медиации стать востребованной деятельностью среди населения: низкая культура решения конфликтов, приводящая в ряде случаев к уклонению спорящих от поиска подходящего способа его разрешения; фактор недостаточно высокого доверия к возможности решения спора с привлечением третьей стороны. Сделан вывод, что недостаток доверия в первую очередь связан с недостаточной информированностью населения о существе процедуры медиации, о правовом статусе медиативного соглашения, имеющего в случае нотариального удостоверения силу исполнительного документа. Более широкое использование всех видов СМИ, увеличение онлайн-платформ с расположением вебинаров по медиации, проводимых опытными в этой сфере специалистами, помогут распространению практики медиации и будут способствовать её скорейшей институционализации.
Идентификаторы и классификаторы
Медиация (от лат. mediare – посредничать) – это способ досудебного урегулирования споров с участием независимого специалиста – посредника в разрешении конфликта, роль которого состоит в нахождении практического решения проблемы и достижении соглашения и договорённости по его принятию между всеми сторонами процесса.
Список литературы
1. Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 96 с. Mavrin O. V. Technologies of conflict resolution (mediation as an effective method of conflict resolution): textbook. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta; 2014. 96 с. (In Russ.).
2. Федеральный Закон “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2010) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 08.11.2021). Federal Law of 27.07.2010 No. 193 About alternative procedure of disputes settlement with the participation of a mediator (mediation procedure) (ed. from 26.07.2010) [Federal’ny’j Zakon “Ob al’ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)” ot 27.07.2010 No. 193-FZ (red. ot 26.07.2010]. Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (accessed: 08.11.2021). (In Russ.).
3. Швандерова А. Р. Институт медиации в современной России как правовой механизм взаимодействия государства и гражданского общества / А. Р. Швандерова // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 141-143. EDN: YUBMVV Shvanderova A. R. Institute of mediation in modern Russia as a legal mechanism of interaction between the state and civil society. Gaps in Russian legislation=Probely’ v rossijskom zakonodatel’stve. 2017;(3):141-143. (In Russ.).
4. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // RGRU: [сайт]. 31.07.2019. URL: https://rg.ru/documents/2019/07/31/sudy-dok.html?ysclid=leikm52c5h501557345 (дата обращения: 29.01.2023). Federal Law of July 26.07.2019 No. 197-FZ On introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation [Federal’ny’j zakon ot 26 iyulya 2019 g. No. 197-FZ “O vnesenii izmenenij v otdel’ny’e zakonodatel’ny’e akty’ Rossijskoj Federacii]. Available at: https://rg.ru/documents/2019/07/31/sudydok.html?ysclid=leikm52c5h501557345 (accessed: 29.01.2023). (In Russ.).
5. Gromov V. Mediation in Russian Correctional Institutions: Present and Future // International Journal of Forensic Sciences. 2020. № 5 (2). Р. 000182. DOI: 10.23880/ijfsc-16000182 EDN: HWWHRC
6. Сайгачева И. А. Проблема применения медиации в России // Социосфера. 2021. № 2. С. 77-78. EDN: KZQQUX Saigacheva I. A. Problem of mediation application in Russia. Sociosphere=Sociosfera. 2021;(2):77-78. (In Russ.).
7. Медиация: теория, практика, перспективы развития. Сб. материалов научно-практической конференции (Москва, 13-14 апреля 2017 г.) / Отв. ред. О. П. Вечерина. М.: ФГБУ “ФИМ”, 2017. 178 с. URL: https://cppmsp52.ru/assets/mgr/files/doc/2018/12/sbornik-tezisov-nauchno-prakticheskoj-konferencii-12.04.2017.pdf (дата обращения: 08.06.2023). ISBN: 978-5-9906604-2-7 EDN: YOHJQJ Vecherina O. P. ed. Mediation: theory, practice, prospects for development. Proceedings of the Scientific and Practical Conference (Moscow, 13-14 April 2017). Moscow: FGBU FIM; 2017. 178 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-9906604-2-7
8. Перспективы становления и развития медиации в регионах. Сб. материалов III Международной научно-практической конференции (Саратов, 7 декабря 2017 г.) / Под ред.: Г. Н. Комковой, Л. Н. Аксеновской [и др.]. Саратов: Издательский центр “Наука”, 2018. 107 с. ISBN: 978-5-9999-3009-5 EDN: XVNUUP Komkovoj G. N., Aksenovskoj L. N. [et al] eds. Prospects of formation and development of mediation in the regions. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference (Saratov, December 7, 2017) [Prospects of formation and development of mediation in the regions. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference (Saratov, December 7, 2017)]. Saratov: Izdatel’skij centr “Nauka”; 2018. 107 р. (In Russ.). ISBN: 978-5-9999-3009-5
9. Маркова-Мурашова С. А., Михель Д. Е. Медиация как социальный и теоретико-правовой институт современного мира // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2012. № 2-2. С. 43-49. EDN: QAKLNJ Markova-Murashova S. A., Mikhel D. E. Mediation as a social and theoretical-legal institution of the modern world [Mediaciya kak social’ny’j i teoretiko-pravovoj institut sovremennogo mira]. Proceedings of Tula State University. Economic and juridical sciences=Izvestiya TulGU. E’konomicheskie i yuridicheskie nauki. 2012;(2-2):43-49. (In Russ.).
10. Данные судебной статистики // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации: [сайт]. URL: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 25.12.2021). Judicial statistics. Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation [Danny’e sudebnoj statistiki. Sudebny’j Departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii]. Available at: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (accessed: 25.12.2021). (In Russ.).
11. Статистические данные о работе “комнаты примирения” в Арбитражном суде Свердловской области // Арбитражный суд Свердловской области: [сайт]. URL: https://ekaterinburg.arbitr.ru/node/16042 (дата обращения: 15.11.2021). Statistical data on Conciliation Room in Arbitration Court of Sverdlovsk region. Arbitration Court of Sverdlovsk region [Statisticheskie danny’e o rabote “komnaty’ primireniya” v Arbitrazhnom sude Sverdlovskoj oblasti. Arbitrazhny’j sud Sverdlovskoj oblasti]. Available at: https://ekaterinburg.arbitr.ru/node/16042 (accessed: 15.11.2021). (In Russ.).
12. Filipova I. A., Filipov V. V. Mediation in enforcement proceedings: application in the European countries and prospects of application in the Russian Federation // Actual Problems of Economics and Law. 2017. Vol. 11, № 1. P. 180-188. EDN: YFTVZP
13. Жиденко А. А. Институт медиации как регулятор социальных конфликтов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 121. С. 21-24. DOI: 10.23672/v7907-9650-3809-q EDN: XDIPDZ Zhidenko A. A. The institute of mediation as a regulator of social conflicts. Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences=Gumanitarny’e, social’no-e’konomicheskie i obshhestvenny’e nauki. 2020;12-1:21-24. (In Russ.). DOI: 10.23672/v7907-9650-3809-q
14. Гурушкин П. Ю., Сандрачук Я. Ф. Институт медиации в России: проблемы и перспективы // Век информации (сетевое издание). 2020. Т. 4, № 2 (1). DOI: 10.33941/age-info.com42(11)5 EDN: RSONXJ
Gurushkin P. Y., Sandrachuk Y. F. Institute of Mediation in Russia: Problems and Prospects. Age of Information (online edition). 2020;4(2). (In Russ.). DOI: 10.33941/age-info.com42(11)5
15. Худойкина Т. В. Проблемы развития медиации в России // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 102-104. EDN: YKXGWQ Khudoykina T. V. Gaps in the Russian legislation [Problemy’ razvitiya mediacii v Rossii]. Gaps in Russian legislation=Problemy’ razvitiya mediacii v Rossii. 2017;6:102-104. (In Russ.).
16. Даниелян А. О. Медиация в России: проблемы и перспективы его развития // Интерактивная наука. 2019. № 10 (44). С. 63-64. DOI: 10.21661/r-508257 EDN: XAUPSV Danielyan A. O. Mediation in Russia: problems and prospects of its development. Interactive Science. 2019;(10):63-64. (In Russ.). DOI: 10.21661/r-508257 EDN: XAUPSV
17. Rekhtina I. V., Yakusheva T. V., Domashev A. N. Mediation in Russia: problems and prospects in the context of sustainable regional development // Proceedings of the International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges (ICSDCBR 2019). (Barnaul, Russia, 18-19 April 2019). Dordrecht: “Atlantis Press”, 2019. P. 516-519. DOI: 10.2991/icsdcbr-19.2019.102
18. Zhukovskaya N. Y., Kalinina E. V. To the Sources of Mediation: A new Look at the Administration of Justice in R. Pound’s Creativity // Economic Problems and Legal Practice. 2017. № 6. P. 103-109. EDN: SQKWWC
19. Ждан-Пушкина Д. Онлайн-медиации: преимущества, подготовка к слушанию и обеспечение конфиденциальности // Zakon.ru: [сайт]. 27.09.2022. URL: https://zakon.ru/blog/2022/09/27/onlajnmediaciya_preimuschestva_podgotovka_k_slushaniyu_i_obespechenie_konfidencialnosti?ysclid=lejrlycdz480560310 (дата обращения: 29.01.2023). Zhdan-Pushkina D. Online mediation: the benefits, preparing for a hearing and ensuring confidentiality [Onlajn-mediacii: preimushhestva, podgotovka k slushaniyu I obespechenie konfidencial’nosti]. Zakon.ru. Available at: https://zakon.ru/blog/2022/09/27/onlajnmediaciya_preimuschestva_podgotovka_k_slushaniyu_i_obespechenie_konfidencialnosti?ysclid=lejrlycdz480560310 (accessed: 29.01.2023). (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние десять лет, без преувеличения, самым распространённым и актуальным является дискурс о городе, его формах, планировании и управлении в условиях неопределённости. Перспективы развития города, городского сообщества зависят не столько от влияния внешних факторов, сколько от артикуляции и репрезентации содержания социального запроса со стороны общества, населения конкретных городов. У горожан сформировано видение настоящего и будущего своего города, а его восприятие у жителей складывается на основе представлений о современном городе и воспроизведено как дискурс в суждениях, мнениях, оценках населения. Городской дискурс есть позиционирование, репрезентация городской идентичности горожан и отражение восприятия идентичности города. Присутствие этого дискурса находим в нарративах горожан о городе. В основе исследования - нарративы личного опыта: рассуждение информантов о том, как они оценивают и воспринимают свой город. Тактика исследования - нарративный анализ, дополненный сентимент анализом (позитивная или негативная подача материала), метод - контент-анализ. Цель работы: исследование восприятия идентичности города горожанами. Новизна работы определена дизайном исследования, сочетающим качественный и количественный подходы, метод триангуляции по Н. Дензину [1, с. 24], а также выбором субъективного параметра (восприятие горожанами своего города) в качестве ориентира для управленческих действий при формировании идентичности города для достижения связности «город - горожанин». Дополнительным вкладом данной работы является выстраивание парной логики связности «город - горожанин» через соотношение показателей городской идентичности горожан и идентичности города на основе эмпирических данных по шести городам Тюменской области. Исследование показало, что горожане с высоким уровнем городской идентичности воспринимают город через личностное участие в его жизни, через проявление субъектности.
Трактовка и взаимосвязь понятий «факт», «смысл», «термин» на протяжении XX-XXI вв. постоянно находились в зоне интереса исследователей: социологов, философов, культурологов, лингвистов, юристов, а также писателей и журналистов. При этом данная связь, внешне понятная и логичная, осознавалась как всё более сложная композиция, зависящая и от особенностей человеческого восприятия, и от социального моделирования различного рода сообщений целевым аудиториям. В настоящей статье рассматриваются эволюция и современное состояние данных представлений, связанных, с одной стороны, с интернетизацией и медиатизацией общества; а с другой, - с наличием и даже усилением глобальной социально-политической конъюнктуры на межгосударственном и других уровнях. В фокусе исследования автора находится проблематика терроризма как наиболее острая и показательная. Единое, принятое на международном уровне определение терроризма отсутствует. Ещё в большей степени это касается социальной практики, в процессе которой исполнители и заказчики терактов определяются заинтересованными сторонами по-разному, вплоть до полной противоположности. Таким же образом трактуются и непосредственные факты террора, когда фиксация реального события дополняется или полностью подменяется демонстрацией его смыслового наполнения. В статье рассматриваются предпосылки и современная практика создания и последующего применения фактологических, смысловых и лексико-семантических элементов в композициях публикуемых сообщений. С помощью анализа материалов российских и западных средств массовой информации автор исследует изменение целей названных элементов и их роли в воздействии на целевые аудитории. В ходе изучения выдвигается и подтверждается гипотеза о том, что сообщения об актах террора превращаются в инструмент информационной войны, причём их смысловая часть приобретает доминирующий характер. Развиваются технологии проверки фактов на достоверность и выявления первичных целей авторов сообщений. Однако приоритетным типом контрдействий становится формирование у целевых групп стереотипных установок на неприятие таких событий, высказываний и их контентных обозначений в медиа, которые квалифицируются государством как террористические.
Цифровизация является в настоящее время объективной реальностью, которая, можно сказать, ежедневно изменяет жизнь как конкретного индивида, так и всего социума. Вместе с тем проводимые по вопросам цифровизации международные форумы, исследования, опубликованные монографии в гораздо большей степени посвящаются вопросам цифровизации в сфере безопасности, технологий, в экономике и образовании и гораздо в меньшей - в сфере культуры. Во многом это определяется тем, что большинство социума рассматривает культуру как отрасль, имеющую второстепенное значение для развития, а не как одну из основных и равноправных сфер жизнедеятельности общества. Автором на основе подхода к управлению сферой культуры как к процессу массовой коммуникации разработан теоретико-методологический конструкт - модель управления сферой культуры в условиях цифровизации. Анализ динамики процесса цифровизации сферы культуры в России, практического опыта автора, показал, что основными факторами, влияющими на скорость и качество цифрового развития, сегодня являются цифровые разрывы, определяющие как технологические аспекты, так и аспекты, требующие оценки и развития компетенций акторов социального управления. Автором введено в исследовательскую практику понятие «цифровой фрустрации» как результата цифрового разрыва второго уровня, которая наряду с физическими, психологическими, биологическими и социальными фрустраторами может привести общество к состоянию социальной аномии.
В статье рассматриваются возможности применения методов Text Mining в практике анализа открытых вопросов анкеты. В работе представлен пример исследования униграмм и биграмм, а также поиска латентных топиков с помощью тематического моделирования. Эмпирическими материалами послужили данные проведённого в 2022 году анкетного опроса, в котором приняло участие 929 студентов одного московского экономического вуза. В открытом вопросе анкеты предлагалось определить миссию университета, что дало возможность представить в плоскости субъективной интерпретации предназначение высшей школы в современных условиях. Частотный анализ униграмм, дополненный качественным исследованием высказываний респондентов, позволил составить словарь студенческого дискурса о миссии вуза. Артикулирование биграмм осуществлялось на основе нескольких статистических метрик, с опорой на которые были проранжированы словосочетания и выделен ключевой набор концептов. Выявлено, что в восприятии студентов первоочередные задачи вуза прежде всего направлены на трансляцию профессиональных знаний и навыков, в широком смысле - подготовку квалифицированных специалистов. Социальные функции университета, ориентированные на удовлетворение потребностей общества и государства, в концептуальных интерпретациях опрошенных студентов выражены слабее. На следующем этапе исследования была выдвинута задача анализа латентных топиков с помощью тематического моделирования. Особенностью тематического моделирования является то, что объединённые в один топик слова отражают идентифицированное программой распределение слов, но не в буквальном смысле понятную для человека тему. Учитывая специфику применяемого метода, авторы продемонстрировали результаты поискового анализа в практике обработки открытого вопроса. Как оказалось, ключевые слова, сосредоточенные в ядре основных тем, в основном связаны с обеспечением потребностей самих обучающихся, оставляя на периферии вербализируемых определений понимание значимости вуза как платформы для инноваций, научных разработок, предпринимательских и иных инициатив во благо общества и страны. Результаты представленного исследования могут быть полезны для переосмысления исследовательского инструментария социологов в условиях активного развития цифровых технологий, что требует апробации новых методов, понимания их реальных возможностей и ограничений в решении задач социологического исследования.
В статье актуализируются проблемы типологического анализа молодёжи по характеру здоровьесберегающего поведения, среди них особо выделяются вопросы формирования типообразующих признаков. Это те теоретические конструкты, характеристики, на основе которых происходит отнесение респондента к той или иной типологической группе - носителю определённого социального типа. На роль типообразующих признаков претендуют различные показатели здоровьесберегающего поведения. Их выбор зависит от множества факторов: от специфики изучаемой совокупности, от основания типологии, от цели, ради достижения которой проводится типологический анализ, от накопленного опыта исследовательских практик использования показателей и др. В статье представлены результаты поискового исследования, посвящённого изучению представлений молодёжи о здоровьесберегающем поведении. Исходная методологическая предпосылка заключалась в том, что эвристический потенциал показателей здоровьесберегающего поведения как типообразующих признаков в разных группах молодёжи различен. Правдоподобность этой предпосылки была подтверждена в процессе анализа текстовых данных, полученных методом неоконченных предложений. С опорой на построение пирамид обобщений (по данным опроса трёх возрастных групп молодёжи) были выявлены структурные элементы образа «здоровьесберегающее поведение» (элементарные обоснования, элементы, компоненты), определены доминирующие компоненты. В результате выдвинуты предположения об адекватности тех или иных методических решений при формировании типообразующих признаков.
Исследования жизненного пути нацелены на решение фундаментальных вопросов социальных наук о природе социальных изменений - определение их направления, причин и перспектив, взаимосвязи микро - и макроуровней социальной реальности. Развиваясь в рамках разных социальных наук и научных традиций, исследования жизненного пути отличаются по предметному полю и методологическим подходам и мало связаны между собой. В статье выделены основные направления в изучении жизненного пути: психологическое в рамках теорий развития личности; лонгитюдное социологическое для исследования жизненных путей отдельных когорт и сравнительного изучения поколений, социальных групп, стран и регионов; отраслевое - исследования траекторий в отдельных сферах жизни; жизненно-событийное демографическое, ценностное и биографическое. Всё многообразие методологических подходов к изучению жизненного пути предлагается объединить в две большие категории - синхронные и ретроспективные, отличающиеся временной дистанцией между событием и сообщением о событии. Особенности синхронного подхода состоят в относительно высокой надёжности измерений, но низкой гибкости в выборе показателей, длительности проведения исследования и большими финансовыми затратами. При ретроспективном подходе организационные возможности проводить изучение в любое время, а также гибкость в выборе показателей высокие, но на надёжность измерений влияют «ошибки» памяти и контекст. Ни один из этих подходов не отвечает в полной мере потребностям изучения такого сложного процесса, как жизненный путь. Решения, которые находятся в процессе разработки и тестирования, связаны с применением мультимодального подхода. В проекте «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е» проанализированы особенности применения метода автобиографий для больших выборок населения. Метод показал высокую чувствительность к форме (рукописной, печатной или устной), неравномерность в полноте данных и принципах отбора событий. Использование дополнительного метода - глубинных интервью - позволило увеличить полноту и сравнимость данных. Однако даже двухмодальная методическая процедура не обеспечивает эффективного решения задачи. К выделенным недостаткам относятся высокая трудоёмкость анализа, необходимость индивидуального подхода к каждой автобиографии, низкий уровень кооперации со стороны респондентов, наличие этических проблем. Дальнейшие перспективы изучения жизненного пути связаны с конвергенцией подходов и достижений разных направлений таких исследований, с развитием междисциплинарных проектов, а также с применением мультимодальной интегрированной методологии, объединяющей разные методы в единый исследовательский цикл.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru