Создание условий для повышения качества общего образования рассматривается как один их целевых ориентиров государственной образовательной повестки, актуализируя исследования причин снижения академической успешности школьников в условиях стратегии обеспечения равных образовательных возможностей. Значимость приобретает поиск механизмов минимизации негативных факторов влияния на учебную успешность школьников, особенно в тех образовательных организациях, ученики которых демонстрируют на протяжении нескольких лет низкие образовательные результаты по итогам независимых оценочных процедур. В статье представлен краткий обзор теоретических подходов к проблеме социального неравенства, обобщение содержательных линий современных исследований отечественных и зарубежных учёных по вопросам неравенства образовательных возможностей, факторов возникновения низких академических результатов школьников. В рамках исследования условий получения качественного образования предпринята попытка установления связи факторов «территориальное расположение школы», «инфраструктура и оснащённость образовательного процесса» с академической результативностью учеников общеобразовательных организаций, отнесённых на основе независимых оценочных процедур к школам с низкими образовательными результатами. На основе анализа данных федеральных и региональных статистических наблюдений проводится исследование равности условий получения общего образования в «базово», «умеренно» и «сильно» неуспевающих школах, размещённых в городе Иркутске. Гипотеза о значимости степени влияния фактора размещения школы по отношению к центру города на образовательные результаты обучающихся не подтвердилась. Зафиксирована нелинейность взаимосвязи степени неуспеваемости школьников и уровня материально-технической обеспеченности образовательного процесса как современным оборудованием, так и специализированными пространствами для организации практических занятий по учебным предметам, которые могут стать триггерами дальнейшего снижения результативности реализации образовательных программ.
Идентификаторы и классификаторы
Образование как социальный институт обеспечивает стартовые условия повышения суверенитета страны, создаёт условия для поиска ответов на технологические, информационные, экономические вызовы современности.
Список литературы
1. Социальная стратификация российского общества / З. Т. Голенкова, А. Ш. Жвитиашвили, В. В. Витюк [и др.]. М.: Летний сад, 2003. 365 с. ISBN: 5-94381-119-2 EDN: QOCEYT Golenkova Z. T., Zhvitiashvili A. Sh., Vitiuk V. V. [et al.]. The social stratification of Russian society. Moscow: Letnii sad; 2003. 368 p. (In Russ.). ISBN: 5-94381-119-2
2. Заславская Т. И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социология и общество: пути взаимодействия: материалы пленарного заседания (Москва, 21-24 октября 2008 года) / Под ред. Г. В. Осипова, М. К. Горшкова. М.: Вече, 2010. С. 91-107. EDN: TTPQPZ Zaslavskaya T. I., Yadov V. A. Social transformations in Russia in the era of global changes. In: Osipov G. V., Gorshkov M. K., eds. Sociology and society: ways of interaction: plenary proceedings. Moscow: Veche; 2010. P. 91-107. (In Russ.).
3. Ильин В. И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000. 280 с. 5-89-697-050-1. ISBN: 5-89697-050-1 Ilyin V. I. Social inequality. Moscow: Institut sotsiologii RAN; 2000. 280 p. (In Russ.). 5-89-697-050-1. ISBN: 5-89697-050-1
4. Руткевич М. Н. Социальная структура. М.: Альфа-М, 2004. 272 с. ISBN: 5-98281-020-7 EDN: SDQOXP Rutkevich M. N. Social structure. Moscow: Alfa-M; 2004. 272 p. (In Russ.). ISBN: 5-98281-020-7
5. Тихонова Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999. 320 с. ISBN: 5-8243-0037-2 EDN: TIFRSR Tikhonova N. E. Factors of social stratification in the conditions of transition to a market economy. Moscow: ROSSPEN; 1999. 320 p. (In Russ.). ISBN: 5-8243-0037-2
6. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / С. А. Инясевский, А. Н. Красилова, Ю. М. Крельберг [и др.]. М.: Олма Медиа Групп, 2009. 321 с. ISBN: 978-5-373-02292-7 EDN: QTEQWH Inyasevskii S. A., Krasilova A. N., Krel’berg Yu. M. [et al.]. Socio-economic inequality and its reproduction in modern Russia. Moscow: Olma Media Grupp; 2009. 560 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-373-02292-7
7. Coleman J. S. What is meant by “an equal educational opportunity”? // Oxford Review of Education. 1975. Vol. 1, No 1. P. 27-29. DOI: 10.1080/0305498750010104
8. Бурдьё П., Пассрон Ж-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с. ISBN: 5-09-014104-5 EDN: TZRPON Bourdieu P., Passron J.-C. La reproduction éléments pour une théorie du système d’enseignement. Moscow: Prosveshchenie; 2007. 267 p. (In Russ.). ISBN: 5-09-014104-5
9. DiMaggio P. Cultural capital and school success: The impact of status culture participation on the grade of U.S. high school students // American Sociological Review. 1982. Vol. 47, No. 2. P. 189-201. DOI: 10.2307/2094962
10. Shavit Y., Blossfeld H. P. Persistent inequality: Changing educational attainment in thirteen countries. Boulder: Westview Press, 1993. 395 p. ISBN: 0-8133-1121-7
11. Sorensen A. B., Hallinan M. T. A reconceptualization of school effects // Sociology of Education. 1977. Vol. 50, No. 4. P. 273-289. DOI: 10.2307/2112500
12. Strand S. Do some schools narrow the gap? Differential school effectiveness by ethnicity, gender, poverty, and prior achievement // School Effectiveness and School Improvement. 2010. Vol. 21, No. 3. P. 289-314. DOI: 10.1080/09243451003732651
13. García E., Weiss E. Education inequalities at the school starting gate. Gaps, trends, and strategies to address them. Washington, DC: Economic Policy Institute, 2017. 102 p. Available at: https://files.epi.org/pdf/132500.pdf (accessed: 13.05.2023).
14. Danhier J. How big is the handicap for disadvantaged pupils in segregated schooling systems? // British Journal of Educational Studies. 2018. Vol. 66, No. 3. P. 341-364. DOI: 10.1080/00071005.2017.1322682
15. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3(31). С. 125-133. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491 EDN: FGRZUS Konstantinovskiy D. L. Overcoming barriers in education: research and social practice. Sociologicheskaja nauka I social’naja praktika=Sociological science and social practice. 2020;8(3):125-133. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491
16. Константиновский Д. Л. Исследования барьеров в образовании: традиции и развитие // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2020. № 5. С. 213-218. DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.10 EDN: ZWXXMM Konstantinovsky D. L. Research on barriers to education: tradition and development. Education and science in Russia: state and development potential. 2020;(5):213-218. (In Russ.). DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.10 EDN: ZWXXMM
17. Попова Е. С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1(48). С. 55-67. DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.004 EDN: NHJPNZ Popova E. S. Inequality in educational opportunities in the digital dimension. Vocational Education and Labor Market. 2022;(1):55-67. (In Russ.). DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.004 EDN: NHJPNZ
18. Чередниченко Г. А. От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор ВУЗа. 2022. № 11. С. 20-31. DOI: 10.33920/nik-3-2211-01 EDN: GULSPG Cherednichenko G. A. From secondary to higher school: institutional transformations and social consequences. Rektor vuza. 2022;(11):20-31. (In Russ.). DOI: 10.33920/nik-3-2211-01 EDN: GULSPG
19. Образование и социальная дифференциация / Д. А. Александров, И. В. Антипкина, А. Р. Бессуднов [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 456 с. ISBN: 978-5-7598-1734-5 EDN: XMQIIP Alexandrov D. A., Antipkina I. V., Bessudnov A. R. [et al.]. Education and Social Differentiation. Moscow: HSE: 2018. 454 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-7598-1734-5
20. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор неравенства в образовании: Обзор подходов к измерению и механизмов взаимосвязи с академическими результатами // Экономическая социология. 2021. Т. 22, № 1. С. 92-123. DOI: 10.17323/1726-3247-2021-1-92-123 EDN: EGGXJD Kersha Yu. D. School socioeconomic composition as a factor of educational inequality. Review of measurement approaches and relation with academic outcomes. Ekonomicheskaya sociologiya=Economic Sociology. 2021;22(1):92-123. (In Russ.). DOI: 10.17323/1726-3247-2021-1-92-123
21. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148-177. EDN: OKLQVR Pinskaya M. A., Kosaretsky S. G., Frumin I. D. Schools that work effectively in complex social contexts. Educational Studies Moscow. 2011;(4):148-177. (In Russ.). EDN: OKLQVR
22. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. С. 150-163. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610 EDN: VFEAWA Filipova A. G., Vysotskaya A. V. Educational inequality in Russian schools: the influence of territorial factor. Vestnik instituta sotziologii=Bulletin of the Institute of Sociology. 2019;10(4):150-163. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610 EDN: VFEAWA
23. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 4. С. 72-98. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.4.8646 EDN: LFQZKK Ibragimova Z. F., Frants M. V. Inequality of opportunity in school education: the role of territorial factors. Sotsiologicheskiy Zhurnal=Sociological Journal. 2021;27(4):72-98. (In Russ.). DOI: 10.19181/socjour.2021.27.4.8646 EDN: LFQZKK
24. Баранова Н. С. О проектировании системы работы со школами с низкими образовательными результатами // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Иркутск, 23 апреля 2021). Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. С. 92-97. EDN: JXODRQ Baranova N. S. On the system of working with l ow learning results schools. In: Social Processes in Modern Russian Society: Problems and Prospects. Materials of the V Scientific Conference with the International Participation. Irkutsk: Irkutsk State University; 2021. P. 92-97. (In Russ.). EDN: JXODRQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются результаты социологического исследования «Как живёт Тува», проведённого в 2022г. Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИЦ РАН среди студенческой молодёжи. В фокусе статьи- религиозная молодёжь, последователи буддизма. Среди них выделены типологические группы «практикующих» и «непрактикующих», которые отбирались по показателям религиозной самоидентификации; самоидентификации по конфессиональному признаку; интереса к восточным, нетрадиционным религиям и учениям; мотивации интереса к данным воззрениям; включение практик этих религий и учений в жизнедеятельность. Отметим, что в группе «практикующие» присутствуют все показатели нетрадиционной религиозности, а в группе «непрактикующие» в их жизнедеятельность не включена практика нетрадиционных воззрений. Проведён сравнительных анализ типологических групп с точки зрения степени воздействия мировоззренческих аспектов нетрадиционной религиозности на национальные, этноконфессиональные и миграционные ориентации и установки.
Результаты социологического поиска зафиксировали в обеих типологических группах высокий уровень толерантного отношения к представителям других этносов и конфессий. В тоже время среди «практикующих» два раза больше положительно относящихся к бракам с представителями другой национальности и в три раза меньше респондентов, негативно относящихся к браку с человеком другого вероисповедания.
В связи с непростой социально-экономической обстановкой в регионе, больше половины молодых людей в рассмотренных группах планируют переезд в другие регионы и мегаполисы. Среди «практикующих» почти треть не планируют возвращаться после переезда, в группе «непрактикующих» таких респондентов практически в два раза меньше. Мотивация переезда в типологической группе «практикующие» связана скорее с социально-бытовыми ориентациями (улучшение жилищных условий, получение более качественного образования и медицинских услуг, возможность путешествовать), а группе «непрактикующие» - с социально-профессиональными трудностями (поиск работы по специальности, повышение уровня заработной платы, карьерный рост).
В статье, основанной на данных онлайн-наблюдений, в концептуальной рамке теорий секуляризации, постсекулярного общества и медиатизации религии, анализируется деятельность православных блогеров в современном российском обществе. Авторы выделяют основные направления деятельности православных блогеров, конкретизируют формы их взаимодействия с официальными конфессиональными средствами массовой информации, оценивают влияние пандемии COVID-19 на информационную политику Русской православной церкви. После пандемии COVID-19 происходит либерализация информационной политики и снятие ограничений с онлайн деятельности инициативного православного духовенства, ищущего новые подходы к внешней и внутренней миссии православия. По итогам наблюдений выделяются два основных направления православного блогинга: катехизационно-просветительское и направленное на формирование общественного мнения в кругах православного духовенства и утверждение ценности социальной солидарности. В первом случае модернизация социальных практик духовенства выражается в приобщении аудитории «новых медиа» к религии и воспитательном воздействии на неё помимо обычных образцов двустороннего взаимодействия, во втором - в повышении авторитета священнослужителей-блогеров в качестве медийных персон и появлении возможности использовать околоцерковные сайты для неформального общественного контроля за деятельностью церковного руководства. В результате деятельности активных священников - блогеров, вокруг приходов, - иерархических по своей сути организаций, - возникает сетевая среда из помощников, волонтёров и консультантов (IT-специалистов, психологов, юристов и т.п.).
Исследование посвящено проблеме идентификации локальных религиозных сообществ, возникающих в последние десятилетия и имеющих внешне синкретический характер. Основной исследовательский вопрос статьи формируется как проблема установления базовых критериев идентификации, которые могли бы стать основой для составления классификации или типологии. Рассматривается две стратегии установления идентичности - через набор внешних маркеров и путём осуществления самоидентификации через внутреннее определение носителей религиозного сознания. Первая стратегия выбрана как ключевая в силу её большей объективности, вторая используется в качестве средства дополнительной верификации. В качестве объектов, которые можно определить как принадлежащие к одному ряду, выбраны два локальных сообщества, возникших в конце прошлого века на территории внешнего Прикамья и прошедших путь эволюции от православного сообщества до объединения другого типа. В качестве источников для исследования использованы материалы полевых исследований автора (включённые наблюдения, экспертные интервью, полуструктурированные интервью с бывшими членами сообществ и актуальным руководством общин, материалы личной переписки автора с верующими), данные журналистских расследований, уставные документы и сайты обеих организаций в разные периоды времени. В качестве объектов для анализа были выбраны доктринальная часть учения обеих групп и реализуемая культовая практика. Проведённый анализ показал, что оба анализируемых сообщества не могут быть определены как принадлежащие к христианской традиции в силу специфики вероучения, использования набора магических практик и ряда элементов светской культуры. Специфичность идей и ритуалов каждой из групп показала неприменимость классификации для объединений такого рода и использование широких определений. Более корректным представляется не помещение данных групп в ряд религиозных объединений нового типа (новых религиозных движений), а определение их как новых социальных групп как находящихся на стыке религиозной и нерелигиозной сфер общественной жизни.
Современные тенденции глобализации информационных потоков, глобальные обязательства между правительствами и народами, сложный симбиоз между традициями и культурами крайне затрудняют сохранение самобытного наследия. В связи с этим необходимо сохранить существующую в Болгарии связанность социальных, культурных, этнических и религиозных компонентов, поскольку именно они создают уникальную специфику нашей модели. От уровня их развития зависит степень общего прогресса болгарского общества. Любая попытка игнорировать эту систему сожительства приведёт к оппозиции на почве этнической принадлежности и религии.
Болгарская этническая модель – это не только духовное достижение взаимопонимания и мирного сосуществования разных этнических общностей, но и особая социальная онтология. Модель будет исследована в двух ипостасях – этнополитической и этносоциальной. В связи с этим применяется исторический подход и глубокие междисциплинарные эмпирические исследования.
В заключение, на базе нарративной логики, которая создаёт модель для своей сущности, для своих исторических и культурных целей, необходима этническая феноменология, которая переосмыслит и провозгласит по-новому то, что эта модель является глубоко гуманной, что модель является конкретно-историческим творением болгарского народа в процессе его национального становления, которое органично связано со строительством болгарской нации, её неповторимой национальной, культурной и иной самобытности.
Строительство приднестровской политической нации осуществляется как естественным образом, так и посредством целенаправленной государственной политики по нациестроительству. Если изначально идентичность современного Приднестровского государства сформировалась на антинационалистических началах (в противовес идентичности Республики Молдова), на базе позднесоветского интернационализма, а также как республики-преемницы МАССР, то со временем она стала трансформироваться, произошёл отход от советских принципов в пользу самодостаточности и несводимости к каким-либо моделям. Этому способствовала позиция приднестровских политических и научных элит, ищущих основания собственной государственности в идентичности приднестровского народа. На сегодняшний день в Приднестровье создана система, которая обеспечивает ретрансляцию ценностей и смыслов среди населения, в неё включено общество и институты власти, а также институты гражданского общества.
Вместе с тем развитие гражданской, политической идентичности ведёт к осложнению диалога между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова. В условиях разнонаправленного геополитического выбора, применение приднестровской модели для Молдовы оказывается невозможным, поскольку последняя не отказалась от национальной модели государства. Распространение приднестровской мультиэтничной модели в молдавском социуме и политикуме может быть воспринято как вмешательство во внутренние дела и принудительная русификация. Автор предлагает не смешивать понятия говоря об идентичности населения, - не путать политический дискурс и идеологию государства с естественно формировавшейся на протяжении столетий идентичностью, основанной на мультиэтничности, миролюбии и тяготению к Русскому миру. Политическая идеология современного Приднестровского государства направлена в будущее и имеет политическую цель - независимость, идентичность связывает народ с его истоками, в данном случае - с прошлым, в котором заметна особенная роль России.
В статье рассматривается проблема отношения к российской реальности, которая приобрела особую значимость и стала фактором общественно-политической жизни в современной России. Варианты возможного отношения выявлены на основе отечественной политической мысли. Автором раскрыты особенности обращения к теоретическому наследию мыслителей прошлого: актуализация из теоретического наследия того, что соответствует «злобе дня»; «выхватное цитирование»; анализ наследия прошлого без учёта контекста современного состояния науки, в частности разработок социопсихологии и герменевтики. Обращение в конкретизации отношения к российской реальности к периодам 30-40-хгг. XIX в. и 20-30-хгг. XX в. фиксирует отношение автора к ним как самым сложным с позиции самоопределения мыслителей. Более подробно в статье представлен широкий спектр возможного отношения к реальности в России в 30-40-егг. XIX в. Официальная власть настаивала на бессознательно доверительном понимании патриотизма. Этой позиции было противопоставлено уничижение/ненависть к России (П.Я.Чаадаев, В.С.Печерин). Широкое распространение в прогрессивной среде получила позиция, наиболее ярко выраженная, по мнению автора, А.И.Герценом и В.Г.Белинским (люблю, но не животно, по привычке, а сознательно, разумно, и многое в России безмерно ненавижу). Анализируя отношение к современной российской реальности, автор полагает необходимым обратиться к теоретическим разработкам солидаризма и агонизма, учитывать социально-политические изменение, произошедшие в России, и современную иерархию противоречий в контексте глобализационных процессов в мире и место и роль в них нашей страны.
Автор ставит вопрос об инструментализации культурного кода страны для обеспечения праксеологичности её государственного управления и отраслевых политик и предлагает методологию, основанную на методе онтологической дедукции. Приводится текущее состояние с объективизацией ценностных констант в России, отмечен прогресс и однозначная логика законодателя по использованию культурной политики для реализации целей и задач не только культурного блока, но и национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Вводится понятие праксеологии государственного управления, вводится и обосновывается тезис об обусловленности эффективности государственного управления использованием соответствующего критериального обеспечения, приведён генезис ценностей от индивидуальных мотивов через согласовательные предценности до общественных императивов в качестве подтверждения гипотезы прямого влияния ценностной основы управленческой деятельности на адекватное восприятие народом страны стратегии государственного управления. Приведена онтологическая иерархия ценностей, основанная на философско-методологической конкретизации механизмов воспроизводства человеческого общества от цивилизации до страны, что позволяет инструментализировать ценности. Произведена конкретизация отраслевых ценностей на примере ценностей экономического блока страны для осуществления конкретного целеполагания и целедостижения в этой отрасли. Воспроизведена логика неслучайного целеполагания и целедостижения в цивилизационно-ценностном подходе. Проблематизирована текущая ситуация с реализацией Указа №809 от 09.11.2022 в части цивилизационно-ценностной экспертизы законодательства, поставлен запрос на необходимость запуска федеральной программы цивилизационно-ценностной аналитики.
Методика апробирована в ряде регионов РФ, готовы обучающие программы для экспертов, на её основе разрабатываются в соответствии с требованиями Указа №809 от 09.11.2022 методические указание для сотрудников органов государственного и муниципального управления.
Статья посвящена рассмотрению и трансформации социальных и административно-управленческих проблем муниципальных образований с низкой инициативностью граждан. Эмпирической базой послужили данные социологических исследований (опросов), проведённых автором в городском округе Краснотурьинск (Свердловская область) до и после объявления частичной мобилизации. В ходе исследования рассмотрены социальные проблемы территории, уровень доверия органам местной власти, взаимодействия с ними, а также динамика изменения этих аспектов под влиянием ключевых политических факторов, в частности, специальной военной операции на Украине. Были применены деятельностный, деятельностно-активистский подходы, позволившие как исследовать состояние общества в контексте радикальных изменений, так и изучить формирование и деятельность социально-групповых общностей на территории муниципального образования в условиях спецоперации. Автором проведены экспертные интервью с должностными лицами Администрации Северного Управленческого округа, Администрации городского округа Краснотурьинск, председателями Общественных палат Серовского и Краснотурьинского городских округов, а также с представителями вновь созданных местных сообществ: Комитета солдатских матерей Серовского городского округа и ветеранских организаций городского округа Краснотурьинск об их взаимодействии с органами власти и урегулировании конфликтных ситуаций. Исследование показало, что даже при низкой инициативности граждан, наличие внешнего фактора (частичная мобилизация) стимулирует жителей к принятию решений по социальным проблемам вне компетенции органов местного самоуправления, формируя при этом новые социальные институты, местные сообщества. Автор приходит к выводу, что в реалиях спецоперации, в дополнение к действующим на территории муниципального образования возникают новые местные сообщества, социальные институты, обеспечивающие условия организационного и стимулирующего характера дальнейших действий, представители которых, как лидеры общественного мнения, могут претендовать на включение в члены Общественной палаты муниципального образования при последующих отборочных процедурах. Это открывает ещё один механизм выявления лидеров общественного мнения на муниципальной территории с низкой инициативностью граждан для эффективной организации взаимодействия граждан и местного самоуправления через Общественную палату муниципального образования, что, в свою очередь, может как способствовать в дальнейшем снятию социальной напряжённости в условиях СВО, так и в целом улучшению качества жизни на муниципальной территории.
В предлагаемой работе автор анализирует позиционирование российских политических партий в актуальных политических реалиях. Специальная военная операция на Украине рассматривается как значимое внутриполитическое и геополитическое событие, которое в той или иной степени затронуло практически все общественно-политические институты России, включая политические партии. В рамках данной статьи партии классифицируются на новые, то есть, созданные после 2015 года и участвующие в федеральных электоральных кампаниях, и те партии, которые уже сумели занять прочное место в политической системе и сформировать фракции в парламенте. Цель данного исследования - определить, удалось ли новым политическим партиям в 2022 году воспользоваться текущим периодом нестабильности, чтобы усилить и укрепить своё положение в политическом пространстве и насколько успешно. Анализируя законотворческую, медийную и общественную деятельность таких партий, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРЗП, «Новые люди», «Зелёная альтернатива», «Партия Роста» в 2022 году, был сделан вывод, что среди новых политических партий только «Новые люди» ведут относительно активную работу в рамках повестки специальной военной операции. Другие новые политические партии, кроме незначительных акций, проектов и иных видов деятельности, практически не используют спецоперацию в своей деятельности для продвижения своего партийного бренда и привлечения новых сторонников. Вместе с тем почти все рассматриваемые партии интегрировали повестку специальной военной операции в свою деятельность, однако это в очень малой степени отразилось на электоральных симпатиях населения.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru