В предлагаемой работе автор анализирует позиционирование российских политических партий в актуальных политических реалиях. Специальная военная операция на Украине рассматривается как значимое внутриполитическое и геополитическое событие, которое в той или иной степени затронуло практически все общественно-политические институты России, включая политические партии. В рамках данной статьи партии классифицируются на новые, то есть, созданные после 2015 года и участвующие в федеральных электоральных кампаниях, и те партии, которые уже сумели занять прочное место в политической системе и сформировать фракции в парламенте. Цель данного исследования - определить, удалось ли новым политическим партиям в 2022 году воспользоваться текущим периодом нестабильности, чтобы усилить и укрепить своё положение в политическом пространстве и насколько успешно. Анализируя законотворческую, медийную и общественную деятельность таких партий, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРЗП, «Новые люди», «Зелёная альтернатива», «Партия Роста» в 2022 году, был сделан вывод, что среди новых политических партий только «Новые люди» ведут относительно активную работу в рамках повестки специальной военной операции. Другие новые политические партии, кроме незначительных акций, проектов и иных видов деятельности, практически не используют спецоперацию в своей деятельности для продвижения своего партийного бренда и привлечения новых сторонников. Вместе с тем почти все рассматриваемые партии интегрировали повестку специальной военной операции в свою деятельность, однако это в очень малой степени отразилось на электоральных симпатиях населения.
Идентификаторы и классификаторы
Политические партии занимают важное место в политической системе практически любой страны. Одновременно с этим партии играют значительную роль в гражданском обществе в качестве одного из наиболее институционализированных элементов [1, с 278].
Список литературы
1. Никоненко С. А. Политические партии как институт политической организации гражданского общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 10(102). С. 278-282. EDN: OIFQAL Nikonenko S. A. Political parties as institute of political organization of civil society. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriâ: Gumanitarnye nauki=Tambov University Review. Series: Humanities. 2011;(10):278-282. (In Russ.). EDN: OIFQAL
2. Курочкин А. В. Функции политической партии: политико-правовая природа // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 3. С. 104-106. EDN: NBPFRD Kurochkin A. V. Function of political parties: political and legal nature. Vestnik economicheskoi bezopasnosti=Bulletin of economic security. 2009;(3):104-106. (In Russ.).
3. Кремень Т. В. Политическая мобилизация: объекты и субъекты // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5. С. 146-149. EDN: RPXODR Kremen T. V. Political mobilization: objects and subjects. Istoričeskaâ i socialʹno-obrazovatelʹnaâ myslʹ=Historical and Socio-Educational Idea. 2013;(5):146-149. (In Russ.).
4. Harmel R., Robertson J. D. Formation and success of new parties // International political science review. 1985. Vol. 6, No. 4. P. 501-523. DOI: 10.1177/019251218500600408 EDN: JMQBGF
5. Hug S. Altering party systems: Strategic behavior and the emergence of new political parties in Western democracies. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2001. 216 p. DOI: 10.3998/mpub.16263
6. Ignazi P. The silent counter-revolution: Hypotheses on the emergence of extreme right-wing parties in Europe // European journal of political research. 1992. Vol. 22, Issue 1. P. 3-34. DOI: 10.1111/j.1475-6765.1992.tb00303.x
7. Tavits M. The development of stable party support: Electoral dynamics in post-communist Europe // American Journal of Political Science. 2005. Vol. 49, Issue 2. P. 283-298. DOI: 10.1111/j.0092-5853.2005.00123.x
8. Sitter N. Cleavages, party strategy and party system change in Europe, east and west // Perspectives on European politics and society. 2002. Vol. 3, Issue 3. P. 425-451. DOI: 10.1080/15705850208438844
9. Сморгунов Л. В. “Новые партии”, управляемость и потребности инновационной политики в России // Политическая наука. 2010. № 4. С. 191-211. EDN: NAYFGB Smorgunov L. V. “New parties”, governability and needs of innovative policy in Russia. Političeskaâ nauka=Political science (RU). 2010;(4):191-211. (In Russ.).
10. Любарев А. Е. Вольхина М. В. Классификация новых политических партий // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2018. № 3. С. 234-240. EDN: VRJGHN Lyubarev A. E., Volkhina M. V. Classification of new political parties. The Political conceptology: journal of metadisciplinary research. 2018;(3):234-240. (In Russ.).
11. Сартори Д. Партии и партийные системы: рамки анализа // Партии и выборы: Хрестоматия / Отв. ред. и сост. Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. М.: ИНИОН, 2004. С. 14-25. EDN: NCUNTR Sartori J. Parties and party system: A framework for analysis. In: Anokhina Н. V., Meleshkin E. Y. eds., Parties and Elections. Moscow: INION; 2004. P. 14-25. (In Russ.).
12. Уманец В. Д. Репрезентационная активность новых российских политических партий // Вестник Пермского университета. Политология. 2014. № 4(28). С. 105-121. EDN: TBQIDR Umanetc V. D. Representational activity of new Russian political parties. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiâ=Bulletin of Perm state university. Political science. 2014;(4):105-121. (In Russ.).
13. Косов Г. В. Галда М. В., Гандалоев И. И. Политическое участие в условиях кризиса: теоретические основы и новые эмпирические данные // Философия права. 2022. № 2(101). С. 60-65. EDN: TRLWHQ Kosov G. V., Galda M. V., Gandolaev I. I. Political participation in crisis: theoretical foundations and new empirical data. Filosofiâ prava=Philosophy of Law. 2022;(2):60-65. (In Russ.).
14. Великая Н. М., Малинин А. Ю. Медиаактивность новых политических партий в преддверии выборов в Государственную Думу VIII созыва: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2021. № 3(27). С. 84-98. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-3-84-98 EDN: DDZIDC Velikaya N. M., Malinin A. Yu. Media activity of new political parties on the eve of the elections to the State Duma of the VIII convocation: a sociological analysis. RSUH/RGGU Bulletin, Series “Philosophy. Sociology. Art Studies”. 2021;(3):84-98. (In Russ.). DOI: 10.28995/2073-6401-2021-3-84-98 EDN: DDZIDC
15. Великая Н. М. Идеологические и институциональные доминанты консолидации российского общества и государства // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 11(87). С. 3632-3646. DOI: 10.35775/PSI.2022.87.11.003 EDN: CCWEAV Velikaya N. M. Ideological and institutional dominants of consolidation of Russian society and state. Voprosy politologii=Political Science Issues. 2022;12(11):3632-3646. (In Russ.). DOI: 10.35775/PSI.2022.87.11.003 EDN: CCWEAV
16. Гаджиев Х. А. Политическая обратная связь в условиях цифровизации общества // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27, № 1. С. 8-20. DOI: 10.19181/nko.2021.27.1.1 EDN: ZQHIYZ Gadzhiev K. A. Political feedback in conditions of social digitalization. Nauka. Kul’tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2021;27(1):8-20. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2021.27.1.1 EDN: ZQHIYZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Строительство приднестровской политической нации осуществляется как естественным образом, так и посредством целенаправленной государственной политики по нациестроительству. Если изначально идентичность современного Приднестровского государства сформировалась на антинационалистических началах (в противовес идентичности Республики Молдова), на базе позднесоветского интернационализма, а также как республики-преемницы МАССР, то со временем она стала трансформироваться, произошёл отход от советских принципов в пользу самодостаточности и несводимости к каким-либо моделям. Этому способствовала позиция приднестровских политических и научных элит, ищущих основания собственной государственности в идентичности приднестровского народа. На сегодняшний день в Приднестровье создана система, которая обеспечивает ретрансляцию ценностей и смыслов среди населения, в неё включено общество и институты власти, а также институты гражданского общества.
Вместе с тем развитие гражданской, политической идентичности ведёт к осложнению диалога между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова. В условиях разнонаправленного геополитического выбора, применение приднестровской модели для Молдовы оказывается невозможным, поскольку последняя не отказалась от национальной модели государства. Распространение приднестровской мультиэтничной модели в молдавском социуме и политикуме может быть воспринято как вмешательство во внутренние дела и принудительная русификация. Автор предлагает не смешивать понятия говоря об идентичности населения, - не путать политический дискурс и идеологию государства с естественно формировавшейся на протяжении столетий идентичностью, основанной на мультиэтничности, миролюбии и тяготению к Русскому миру. Политическая идеология современного Приднестровского государства направлена в будущее и имеет политическую цель - независимость, идентичность связывает народ с его истоками, в данном случае - с прошлым, в котором заметна особенная роль России.
В статье рассматривается проблема отношения к российской реальности, которая приобрела особую значимость и стала фактором общественно-политической жизни в современной России. Варианты возможного отношения выявлены на основе отечественной политической мысли. Автором раскрыты особенности обращения к теоретическому наследию мыслителей прошлого: актуализация из теоретического наследия того, что соответствует «злобе дня»; «выхватное цитирование»; анализ наследия прошлого без учёта контекста современного состояния науки, в частности разработок социопсихологии и герменевтики. Обращение в конкретизации отношения к российской реальности к периодам 30-40-хгг. XIX в. и 20-30-хгг. XX в. фиксирует отношение автора к ним как самым сложным с позиции самоопределения мыслителей. Более подробно в статье представлен широкий спектр возможного отношения к реальности в России в 30-40-егг. XIX в. Официальная власть настаивала на бессознательно доверительном понимании патриотизма. Этой позиции было противопоставлено уничижение/ненависть к России (П.Я.Чаадаев, В.С.Печерин). Широкое распространение в прогрессивной среде получила позиция, наиболее ярко выраженная, по мнению автора, А.И.Герценом и В.Г.Белинским (люблю, но не животно, по привычке, а сознательно, разумно, и многое в России безмерно ненавижу). Анализируя отношение к современной российской реальности, автор полагает необходимым обратиться к теоретическим разработкам солидаризма и агонизма, учитывать социально-политические изменение, произошедшие в России, и современную иерархию противоречий в контексте глобализационных процессов в мире и место и роль в них нашей страны.
Автор ставит вопрос об инструментализации культурного кода страны для обеспечения праксеологичности её государственного управления и отраслевых политик и предлагает методологию, основанную на методе онтологической дедукции. Приводится текущее состояние с объективизацией ценностных констант в России, отмечен прогресс и однозначная логика законодателя по использованию культурной политики для реализации целей и задач не только культурного блока, но и национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Вводится понятие праксеологии государственного управления, вводится и обосновывается тезис об обусловленности эффективности государственного управления использованием соответствующего критериального обеспечения, приведён генезис ценностей от индивидуальных мотивов через согласовательные предценности до общественных императивов в качестве подтверждения гипотезы прямого влияния ценностной основы управленческой деятельности на адекватное восприятие народом страны стратегии государственного управления. Приведена онтологическая иерархия ценностей, основанная на философско-методологической конкретизации механизмов воспроизводства человеческого общества от цивилизации до страны, что позволяет инструментализировать ценности. Произведена конкретизация отраслевых ценностей на примере ценностей экономического блока страны для осуществления конкретного целеполагания и целедостижения в этой отрасли. Воспроизведена логика неслучайного целеполагания и целедостижения в цивилизационно-ценностном подходе. Проблематизирована текущая ситуация с реализацией Указа №809 от 09.11.2022 в части цивилизационно-ценностной экспертизы законодательства, поставлен запрос на необходимость запуска федеральной программы цивилизационно-ценностной аналитики.
Методика апробирована в ряде регионов РФ, готовы обучающие программы для экспертов, на её основе разрабатываются в соответствии с требованиями Указа №809 от 09.11.2022 методические указание для сотрудников органов государственного и муниципального управления.
Статья посвящена рассмотрению и трансформации социальных и административно-управленческих проблем муниципальных образований с низкой инициативностью граждан. Эмпирической базой послужили данные социологических исследований (опросов), проведённых автором в городском округе Краснотурьинск (Свердловская область) до и после объявления частичной мобилизации. В ходе исследования рассмотрены социальные проблемы территории, уровень доверия органам местной власти, взаимодействия с ними, а также динамика изменения этих аспектов под влиянием ключевых политических факторов, в частности, специальной военной операции на Украине. Были применены деятельностный, деятельностно-активистский подходы, позволившие как исследовать состояние общества в контексте радикальных изменений, так и изучить формирование и деятельность социально-групповых общностей на территории муниципального образования в условиях спецоперации. Автором проведены экспертные интервью с должностными лицами Администрации Северного Управленческого округа, Администрации городского округа Краснотурьинск, председателями Общественных палат Серовского и Краснотурьинского городских округов, а также с представителями вновь созданных местных сообществ: Комитета солдатских матерей Серовского городского округа и ветеранских организаций городского округа Краснотурьинск об их взаимодействии с органами власти и урегулировании конфликтных ситуаций. Исследование показало, что даже при низкой инициативности граждан, наличие внешнего фактора (частичная мобилизация) стимулирует жителей к принятию решений по социальным проблемам вне компетенции органов местного самоуправления, формируя при этом новые социальные институты, местные сообщества. Автор приходит к выводу, что в реалиях спецоперации, в дополнение к действующим на территории муниципального образования возникают новые местные сообщества, социальные институты, обеспечивающие условия организационного и стимулирующего характера дальнейших действий, представители которых, как лидеры общественного мнения, могут претендовать на включение в члены Общественной палаты муниципального образования при последующих отборочных процедурах. Это открывает ещё один механизм выявления лидеров общественного мнения на муниципальной территории с низкой инициативностью граждан для эффективной организации взаимодействия граждан и местного самоуправления через Общественную палату муниципального образования, что, в свою очередь, может как способствовать в дальнейшем снятию социальной напряжённости в условиях СВО, так и в целом улучшению качества жизни на муниципальной территории.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru