ISSN 2075-3500
Язык: ru

Статья: УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (2024)

Читать онлайн

В статье представлены психологические особенности лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), имевших разный уровень успешности выполнения действий. Кратко раскрыты подходы к диагностике лиц данной категории. Описаны результаты исследования лиц с ТМНР в возрасте от 5 до 22 лет с различными сочетаниями нарушений (детский церебральный паралич с нарушениями слуха или зрения, интеллектуальной недостаточностью, эпилепсией). Среди них выделены 4 группы лиц с различными уровнями успешности выполнения действий: 1-м уровнем, который характеризовался выполнением большинства действий сопряженно со взрослыми; 2-м уровнем, при котором для выполнения действий требовалась минимальная физическая помощь; 3-м уровнем, когда действия выполнялись по зрительному образцу или по подражанию; 4-м уровнем, при котором для выполнения действий была необходима пошаговая словесная инструкция со стороны взрослого. Подробно представлены особенности эмоционального реагирования, коммуникации, зрительного, слухового и тактильного восприятия, двигательного развития, предметно-практических действий, познавательного и социально-личностного развития обучающихся с различным уровнем успешности выполнения действий и общая характеристика их деятельности. Все это определяет научную новизну и теоретическую значимость представленных результатов исследования, а также позволяет наметить направления специальных индивидуальных программ развития лиц с ТМНР. Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, уровень успешности выполнения действий, эмоциональное реагирование, коммуникация; зрительное, слуховое и тактильное восприятие; двигательное развитие, предметно-практи­ческие действия, познавательное и социально-личностное развитие, общая характеристика деятельности.

Ключевые фразы: тяжелые множественные нарушения развития, уровень успешности выполнения действий, эмоциональное реагирование, КОММУНИКАЦИЯ, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, двигательное развитие, предметно-практи­ческие действия, познавательное и социально-личностное развитие, общая характеристика деятельности
Автор (ы): Верозуб Анастасия Сергеевна
Журнал: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
616-007.1. Расстройства, аномалии, нарушения развития и роста организма
Префикс DOI
10.37724/RSU.2024.70.2.017
eLIBRARY ID
68631974
Для цитирования:
ВЕРОЗУБ А. С. УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи