Статья посвящена 105-летию самобытного Таврического университета, созданного во времена гражданской войны, международной интервенции и экономической разрухи. На основе ретроспективного анализа генезиса и историзма раскрываются уникальные особенности и хронология официального становления и развития вуза. Раскрыт ценный опыт учебного заведения и выделены мировые достижения нобелевских лауреатов и Героев труда сотрудников. Показано, что история университета, изложенная в наследии В. И. Вернадского и других учёных, способна обеспечить главному вузу Крыма славное будущее.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.51635/27129926_2023_1_25
- eLIBRARY ID
- 51848897
Крымскому федеральному университету в наши дни исполняется 105 лет со дня его основания, имеющего свою славную и самобытную историю. Таврический университет – первое высшее учебное заведение Крыма и 12-й по счёту университет Российской империи был создан в разгар гражданской войны, международной интервенции и экономической разрухи. Он был основан по инициативе губернского земства и местных органов самоуправления (Вернадский, 1901).
Сегодня, по мнению исследователя Т.В. Шушара (2014), одним из государственных приоритетов в очередной раз, является необходимость коренной модернизация всей системы образования. Такой же точки зрения придерживаются и авторы данной работы, отражённых ранее в публикациях (Ин-т географии НАН Украины, 2003; Багров, 2017; Василенко, 2021b, 2001, 1999; Маркевич, 1919; ГААРК, 1835), вызванных неоднократными призывами президента страны к технологическому прорыву (Банникова, 2014; Василенко, 2022).
Список литературы
1. Акимова, Р. С. (2008). Мировоззренческая сущность кризиса современного образования. Современные наукоемкие технологии, 5, 12-13. EDN: IRPEMX
2. Алферов, Ж. И. & Садовничий, В. А. (2002). Образование для России XXI века. Образование, которое мы можем потерять: сборник статей. Москва. Изд-во МГУ, 17-25.
3. Багров, Н. В. & Руденко, Л. Г. (2003). Атлас. Автономная Республика Крым. Киев; Симферополь.
4. Багров, Н. В. & Орехов, В. В. (2017). Наследие В.И. Вернадского и Таврический университет: исторические сопоставления в юбилейный год. Геополитика и экогеодинамика регионов, 3(13), 5-19. EDN: YVJFEK
5. Банникова, Л. П. (2014). Физико-математический факультет Таврического университета (1918-1930). Симферополь: ИТ “АРИАЛ”.
6. Василенко, В. А. (2021a). Активизация вузовского партнёрства в профессиональной подготовке кадров. THEORIA: педагогика, экономика, право, 4(5), 13-22. DOI: 10.51635/27129926_2021_4_13 EDN: YJOMJZ
7. Василенко, В. А. (2022). Активизация системы образования в задачах экономического прорыва. Москва. Директ-Медиа.
8. Василенко, В. А. (2021b). Актуализация подготовки креативно-ориентированных инженеров в задачах технологического прорыва. Научный вестник КФУ: Финансы, банки, инвестиции, 4(48), 109-122.
9. Василенко, В. А., Карташевская, И.Ф., Дихтярь, А.И. & Остроухова, Л. В. (2001). Концепция поэтапного формирования специалиста-менеджера. Культура народов Причерноморья, 1(18), 18-55. Получено из http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/91638/03-Vasilenko.pdf?sequence=1.
10. Василенко, В. А. (1999). Менеджеры и концепция системы современного менеджмента. Культура народов Причерноморья, 9, 16-20. EDN: FMJEKH
11. Василенко, В. А. (2021c). Современный портрет выпускника вуза в задачах общества. THEORIA: педагогика, экономика, право, 2(3), 9-20. DOI: 10.51635/27129926_2021_2_9 EDN: STMTDE
12. Василенко, В. А. (2020). Управление в экономике: постулаты, искажения, праксеология. Москва-Берлин: “Директ-Медиа. DOI: 10.23681/599368 EDN: KMWPQQ
13. Василенко, В. А. (2015). Эволюционная оптимизация профильной подготовки менеджеров высокого качества. I-я научная конференция ППС Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского. 269-271. EDN: WQITEZ
14. Вернадский, В. И. (1901). Об основаниях университетской реформы. Москва.
15. Дирекции училищ Таврической губернии (1869a). ГААРК. Ф. 100. Оп. 1. Д. 1286. Л. 1-6.
16. Дирекции училищ Таврической губернии (1869b). ГААРК. Ф. 100. Оп. 1. Д. 1287. Л. 1-19.
17. Дюличев, В. П. (1994). Рассказы по истории Крыма: XIX век. Таврическая губерния. Симферополь: Таврида.
18. Ильин, Г. П. (2000). Кризис как устойчивое состояние современного образования. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной). Получено из https://www.znanie.org/jornal/n1/st_obraz_posle_obraz.html.
19. Багров, Н. В. (2003). История Таврического университета (1918-2003). Київ “Либiдь”. EDN: QUVEAN
20. Ишина, А. В. (2000a). К вопросу об открытии университета в Ялте. Крымский архив, 6, 7-8.
21. Ишина, А. В. (2000b). К вопросу об открытии университета в Ялте. Крымский архив, 6, 39-50.
22. Карманова, Д. А. (2012). Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, 1, 78-84. EDN: OWRGDR
23. Лавров, В. В. & Ишин, А. В. (2000). В.И. Вернадский и Таврический университет. Крымский Архив, 6, 182-208. EDN: ZGYGUN
24. Лутовина, К. В. (2017). Почему выпускники вузов не работают по специальности. Молодой ученый, 36, 69-72. EDN: ZFPOKZ
25. Малинко, И. Г. (1984). Деятельность высших женских курсов на Украине (конца XIX - начала XX вв.). Вопросы истории СССР, 29, 121-127.
26. Маркевич, А. И. (1919). Краткий исторический очерк возникновения Таврического университета. Симферополь: Первая советская типография.
27. Моисеев, Н. Н. (1998). Кризис современного образования. Наука и жизнь, 6, 2-8.
28. Об испытании и осмотре училищ Директором (1834). ГААРК. Ф. 108. Оп. 1. Д. 29. Л. 14.
29. Об испытании и осмотре училищ Директором (1835). ГААРК. Ф. 108. Оп. 1. Д. 29. Л. 14.
30. Прадид, Ю. (2012). Славная история Таврического университета. Вченi записки Таврiйського нацiонального унiверситету iм. В.I. Вернадського. Серiя: Фiлологiя. Соцiальнi комунiкацiї, 25(2), 3-10.
31. Путин, В. (2018). Мы должны совершить настоящий прорыв в экономике. Получено из https://wwwн.ru-an.info/новости/путин-мы-должны-совершить-настоящий-прорыв-в-экономике.
32. Путин, В. В. (2023). О науке и образовании. Получено из https://www.kp.ru/daily/27468/4724024.
33. Путин, В. В. (2022). О национальных проектах (программах) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации. Получено из http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70086.
34. Романенко, И. Н. & Зайко, А. П. (2015). Синергетика как общая методология современного образования. Международная научная конференция “Новые идеи в философии”. Пермь: Зебра, 21-27.
35. Садовничий, В. А. (2002). Пока не поздно - уже опаздываем. Образование, которое мы можем потерять: сб. ст. Москва: Изд-во МГУ, 17-25.
36. Сандаков, Д. Б. (2013). Разрушение образования: кризис или антикризисная программа? (2013). Получено из https://obrazovanie.by/sandakov/krizis-ili-ne-krizis.html.
37. Соловьев, О. (2018). Босс против профессора: почему выпускники престижных вузов не могут найти работу? Получено из http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/357279-boss-protiv-professora-pochemu-vypuskniki-prestizhnyh-vuzov-ne-mogut.
38. Старыгина, А. М. (2016). Кризисные тенденции в системе высшего образования России. Гуманитарий Юга России, 33 (6), 238-245. EDN: NVQBNZ
39. Степанов, В. И. (2014). Кризис образования в современной России и пути его преодоления. Вестник Томского государственного педагогического университета, 11 (152), 193-197. EDN: TAVBSF
40. Филимонов, С. Б. (2019). Начало высшей школы в Крыму: Таврический университет (1918-1920 гг.). Высшее образование в России, 2, 160-167. EDN: YYEZZZ
41. Шостка, В. И. (2018a). Роль В.И. Вернадского, местной интеллигенции и научной элиты в становлении первого высшего учебного заведения в Крыму. Крымский архив, 2 (29), 81-92. EDN: WMYVIW
42. Шостка, В. И. (2018b). Становление первого высшего учебного заведения в Крыму. Крымский архив, 2 (29), 81-92. EDN: WMYVIW
43. Шостка, В. И. (2017). К вопросу о создании высшего учебного заведения в Крыму. К 100-летию Таврического университета. 3-я научно-практическая конференция “Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского”. Симферополь, 102-104. EDN: YKMPIS
44. Шушара, Т. В. (2014). Опыт создания высшего учебного заведения в Крыму. Гуманитарные науки, 2, 37-41.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Фортепианные произведения Бетховена рассматриваются в статье как эффективный образовательный инструмент практического обучения молодых китайских пианистов, формирования их исполнительских навыков и интерпретационных качеств. В современном Китае бетховенский репертуар стал обязательной частью музыкального образования и основой различных национальных просветительских программ и проектов. В статье кратко описывается исполнение ведущими китайскими пианистами бетховенских сонат в контексте артистического стиля и воплощения авторского замысла. Для фортепианных классов китайских вузов освоение сонат великого венского классика - индикатор комплексного развития студента, уровня не только его технологических навыков, но и способности мыслить, выражать художественное содержание исполняемого произведения, выявлять его архитектонику, жанровые и стилистические спецификации. Это настоящая «энциклопедия» базового пианистического арсенала любого пианиста - конфигурации рук и пальцев, «рессорной» гибкости запястий, градаций звукоизвлечения, использования педали, динамической амплитуды, выявления лексической структуры произведений. Но самым значимым для китайских молодых пианистов, находящихся в ментально иной среде, с другими традициями и смысловыми коннотациями, является приобщение через бетховенское творчество к европейской культуре, системе просветительских координат и общественному пространству, в котором заложен «код» музыкального языка, эстетических принципов и нравственных ценностей предыдущих поколений и эпох.
В настоящее время учебный процесс концертмейстерского класса даже в крупных городах Китая находится ещё в периоде своего становления, существенно отставая от специального фортепианного класса, других музыкальных профилей в вузе. Но есть значительная востребованность этой профессии в общественно-культурном пространстве государства. Автор рассматривает формируемые универсальные пианистические навыки, имеющие в концертмейстерском классе другую контекстуальную направленность. Это, в частности, тактильная сфера, регуляция музыкального времени, использование педализации, чтение нот с листа, транспонирование, навыки фактурной импровизации, аранжировки и подбора аккомпанемента по слуху. Концертмейстер должен иметь высокую мотивацию к ансамблевому исполнительству, представлять вокальную технологию, типы голосов, их тесситуру, основной репертуар, его жанровую, стилевую и национальную атрибутику, учитывать психологические качества певца, его сценический опыт, физическое состояние. В концертмейстерском классе, помимо развития технологических навыков и формирования художественных качеств, у обучающихся необходимо воспитывать дух сотрудничества, потребность «слышать» и «слушать» партнёра, а также сильную способность адаптироваться к изменениям в исполнительстве. Аккомпанемент, как самостоятельный учебный предмет и исполнительское искусство, имеет значение, равное ценности фортепианного соло.
Статья посвящена вопросу изучения процесса патриотического воспитания студенческой молодежи. Автор анализирует степень разработанности проблемы в учебных заведениях высшего профессионального образования и приходит к выводу о необходимости усиления патриотической работы среди студентов. В статье обобщается практика Поволжского государственного технологического университета по патриотическому воспитанию обучающихся, приводятся конкретные примеры из опыта работы в данном направлении.
В статье рассмотрены проблемы развития математического моделирования в высшей технической школе, описываются основные пути реализации практико-ориентированного принципа в процессе преподавания дисциплины «Прикладная математика», приведены примеры практико-ориентированных технических задач для формирования профессиональных компетенций будущего инженера. Обоснована необходимость внедрения практико-ориентированного принципа в организацию учебного процесса по дисциплине «Прикладная математика» в техническом университете.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477