ISSN 1991-8569 · EISSN 2712-892X
Язык: ru

Статья: Психические состояния преподавателя вуза как предиктор инновационного сопротивления (2024)

Читать онлайн

В условиях социально-экономических преобразований актуализируется необходимость психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателя вуза с целью преодоления психотравмирующих событий, детерминирующих эмоциональную напряженность при высокой интенсивности педагогического труда. Цель исследования – выявление взаимосвязи показателей психического состояния и уровня педагогического консерватизма преподавателя вуза. Респондентами исследования выступили 1754 преподавателей вузов Самары, Ульяновска, Екатеринбурга, Башкортостана в возрасте от 25 до 65 лет, из которых женщин – 70 %, мужчин – 30 %, с педагогическим стажем от 10 до 40 лет (средний возраст M = 42,3; SD = 8,7). Выявлена взаимосвязь между показателями педагогического консерватизма и психического состояния преподавателя вуза. Обнаружены факторы (астенические состояния, профессиональная неуспешность, профессиональная стагнация), способствующие возникновению педагогического консерватизма. Установлена линейная связь между показателями психического состояния и уровнем педагогического консерватизма преподавателя вуза. Выявлен статистически значимый коэффициент d-Коэна показателей (пол, возраст, стаж, тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) для уровней педагогического консерватизма. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности преподавателя вуза для разработки программы профилактики негативных психических состояний как условия преодоления педагогического консерватизма.

Ключевые фразы: педагогический консерватизм, инновационное сопротивление, преподаватель, фрустрация, тревожность, ригидность
Автор (ы): Авакян Инна Борисовна
Журнал: ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Для цитирования:
АВАКЯН И. Б. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ПРЕДИКТОР ИННОВАЦИОННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ // ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2024. ТОМ 21, № 4
Текстовый фрагмент статьи