Статья посвящена особенностям формирования социального заказа на дополнительное образование детей, проживающих в условиях сельской местности. Подчеркнута важность удовлетворения социального заказа на дополнительное образование при введении системы персонифицированного учета. В ходе исследования установлено, что сельские дети, имея примерно такое же количество свободного времени, как и городские сверстники, меньше занимаются дополнительным образованием и самообразованием, но имеют больше времени для отдыха на открытом воздухе. Формулируя заказ на дополнительное образование, дети и их родители обращают внимание на количество и достаточность учреждений, направлений деятельности и программ, предлагаемых обучающимся к освоению. Частично недостаток учреждений и направлений дополнительного образования компенсируется неформальными формами получения образования. При определении перечня востребованных у сельских детей программ дополнительного образования была выявлена проблема сниженной мотивации детей, которая отражается в запросе на обучение. В статье систематизированы полученные в ходе исследования мнения респондентов о значимости дополнительного образования. Дети на первое место ставят процесс и формы организации деятельности, родители - удовлетворение интереса и результаты, педагоги - возможность развития личности. Представлены мнения респондентов о значении личности педагога в дополнительном образовании. Проанализировано, как изменяется оценка значимости дополнительного образования для ребенка в зависимости от его возраста. Разногласия в позициях субъектов могут стать причиной возникновения трудностей в формировании заказа на дополнительное образование. Результаты исследования могут быть учтены при управлении и разработке системы мониторинга удовлетворенности субъектов дополнительным образованием на селе.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2686-8652-2024-2-20-40
- eLIBRARY ID
- 67954870
В настоящее время вопрос о том, как в социуме формируется и выявляется образовательный заказ, становиться особенно важным. Поиск ответов на него ведут многие современные ученые и педагоги-практики, среди которых М. В. Захарченко [Захарченко, 2015], Е. А. Лаврухина [Лаврухина, 2015], Г. Н Швецова [Швецова, 2022]. Социальный образовательный заказ является формой, с помощью которой общество выражает свои приоритеты и проблемы, требующие решения. С помощью социального заказа определяются зависимости и закономерности, связанные с потребностями общества в образовательных услугах и направлениями их удовлетворения. Выявленный и обоснованный социальный запрос служит основанием для разработки официальной политики в сфере дополнительного образования, позволяет разрабатывать содержание дополнительных образовательных программ, определять объемы необходимых образовательных услуг, служит ориентиром для определения качества образовательной деятельности [Калошина, 2006].
Список литературы
-
Байбородова Л. В. Концептуальные основы и механизмы доступности дополнительного образования сельских детей // Педагогика сельской школы. 2021. № 3(9). С. 5-24. EDN: MOJXCV
-
Байбородова Л. В. Обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников как проблема педагогической науки / Л. В. Байбородова, Т. В. Лушникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 3. С. 16-23. EDN: YQDMRV
-
Буйлова Л. Н. Как выявить потребности школьников в дополнительном образовании? / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Про-ДОД. 2018. № 6 (18). С. 13-25. EDN: ZCWQVF
-
Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / под редакцией С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.
-
Захарченко М. В. Социальный заказ на образование и образовательные ресурсы общества // Педагогика. 2015. № 5. С. 25-32.
-
Золотарева А. В. Результаты исследования социального заказа на дополнительное образование детей // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 2. С. 131-136. EDN: PLXNIM
-
Золотарева А. В. Результаты исследования проблемы повышения доступности программ дополнительного образования для детей в Ярославской области / А. В. Золотарева, Е. А. Горюшина // Образовательная панорама. 2019. № 1 (11). С. 13-24. EDN: EPJLPC
-
Золотарева А. В. Социальный заказ на дополнительное образование детей: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 103 с. EDN: WNWTQH
-
Калошина Т. Ю. Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг (на примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы): монография. Чита: ЧТГУ, 2006. 193 с.
-
Косарецкий С. Г. Участие детей в дополнительном образовании на базе общеобразовательных организаций (анализ данных статистики и социологических обследований) / С. Г. Косарецкий, Н. С. Козина, А. А. Беликов // Образовательная панорама. 2015. № 2 (4). С. 56-63. EDN: UMTIYV
-
Лаврухина Е. А. Социальные спрос и заказ в образовании // Педагогика. 2015. № 6. С. 32-37.
-
Лекомцева Е. Н. Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей / Е. Н. Лекомцева, Ю. В. Суханова // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 2. С. 244-248. EDN: PYBCVV
-
Лушникова Т. В. Исследование педагогических условий обеспечения доступности дополнительного образования сельских детей // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 6-1. С. 100-110. EDN: YUDPAG
-
Лушникова Т. В. Особенности педагогического сопровождения в дополнительном образовании сельского школьника // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2, № 3(4). С. 92-100. EDN: JFHBES
-
Осипенко Л. Е. Интеграция науки, образования, бизнеса в формате научно-практического обучения школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 212-231. EDN: ZXWNCJ
-
Пушкарев Ю. В. Концепция развития интеллектуального потенциала: измерения и основания в контексте проблем непрерывного образования (обзор) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 3. С. 140-156. EDN: ZFROFN
-
Скударева Г. Н. Личность, общество и государство как субъекты социального заказа образованию // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 3. С. 11-17.
-
Хоменко И. А. Образовательные запросы современной семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: мат. Всероссийской научно-практической конф. [20-21 апреля 2005 г.] / под ред. И. А. Хоменко. Санкт-Петербург, 2006. С. 6-13. EDN: TVACQL
-
Швецова Г. Н. Государственная политика в области непрерывного образования // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сб. ст. по мат. XIV Всероссийской научно-практ. конф. [25 февраля 2022 г.]. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2022. С. 433-438.
-
Dhirathiti N. S., Pichitpatj P. Characteristics and Differences of Lifelong Learning Policy Implementation for the Elderly in Thailand // Educational Research for Policy and Practice, 2018. 17 (1), 53-68.
-
Donovan M. K., & Cann S. O. The university supervisor, edTPA, and the new making of the teacher. Education Policy Analysis Archives, 26(28). DOI: 10.14507/epaa.26.2849
-
Ebert Ph., Freibichler W. Nudge Management: Applying Behavioural Science to Increase Knowledge Worker Productivity // Journal of Organization Design. 2017. № 6 (4). EDN: EUAWDM
-
Ning H. K., & Downing K. The impact of supplemental instruction on learning competence and academic performance. Studies in Higher Education, 2010, 35(8), 921-939. DOI: 10.1080/03075070903390786 EDN: VCIXUA
-
Rehm M., Littlejohn A., & Rienties B. Does a Formal Wiki Event Contribute to the Formation of a Network of Practice? A Social Capital Perspective on the Potential for Informal Learning.Interactive Learning Environments, 2018, 26(3). 308-319. DOI: 10.1080/10494820.2017.1324495
-
Rubenstein L. D., Ridgley L. M., Callan G. L., Karami S., & Ehlinger J. How teachers perceive factors that influence creativity development: applying a social cognitive theory perspective. Teaching and Teacher Education, 2018, 70, 100-110. DOI: 10.1016/j.tate.2017.11.012 EDN: YIIFNE
-
He T., Zhu C., Questier F. Predicting Digital Informal Learning: An Empirical Study Among Chinese University Students // Asia Pacific Education Review. 2018. № 19 (1). 79-90. EDN: CHWCNH
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено состояние и теоретическая основа подготовки педагогических кадров для сельской школы в контексте информатизации образования в Китае, проанализированы мероприятия, которые Китай проводит для того, чтобы повышать квалификацию учителей сельских школ. Ускорение процессов информатизации и цифровизации системы образования является одним из важнейших условий достижения целей экономических и образовательных реформ в Китае. Педагог - участник, практик и проводник реформы образования. В этой связи важная роль отводится повышению уровня квалификации педагогов в сельских школах. Сельский учитель берет на себя ответственность и миссию по передаче знаний, воспитанию и играет решающую роль в повышении качества образования сельского населения. В настоящее время в Китае достигнуты некоторые успехи в формировании команды сельских учителей, но есть и проблемы. Системы образования России и Китая имеют много общего. Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вступают в новую эпоху, сотрудничество и обмены в области образования между двумя странами активно развиваются. Представление о развитии сельских учителей в Китае дает основу для сравнительных исследований, а также возможность сотрудничества в области образования на селе. В ходе исследования была поставлена цель выявить динамику и уровень развития педагогических кадров для сельской школы в условиях информатизации образования в Китае. Для достижения поставленной цели применялся анализ методических теорий и концепций; изучался, сравнивался и обобщался опыт работы педагогов в сельских школах.
В данной статье дано описание и приведено обоснование применению оценочного комплекса «Самодиагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций». Модель оценки основана на требованиях профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Критериями являются отдельные требования профессионального стандарта в двух позициях: «я знаю» и «я умею». Методика применима для оценки профессиональных компетенций руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва. В статье представлены результаты самодиагностики компетенций на примере руководителей сельских образовательных организаций. Выявлено, что респонденты лучше всего владеют умением вести финансово-хозяйственную деятельность, умеют работать в инновационном режиме, нацелены создавать безопасные условия. Наибольшие проблемы были выявлены со сформированностью компетенции «управление развитием». Для преодоления собственных дефицитов респонденты стремятся к самообразованию, участвуют в деятельности профессиональных сообществ. Применение данного диагностического инструмента показало, что уровень компетенций руководителей сельских школ Ярославской области оценивается как «достаточный» и «высокий», а также были выявлены профессиональные дефициты руководителей сельских школ и их зоны ближайшего развития. По результатам самодиагностики выявлены наиболее хорошо сформированные компетенции и обозначены дефицитарные зоны. Авторы подчеркивают, что самодиагностика не дает полных результатов о компетенциях руководителя и его профессиональных дефицитах, поэтому должна дополняться исследованием достигнутых результатов самой образовательной организации и дополнительными формами диагностик. Кроме того, результаты самодиагностики могут служить основой для разработки индивидуальных планов развития руководителей, определения потребностей в обучении и развитии, а также формирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Статья посвящена актуальной проблеме современности, связанной с формированием и развитием экранной культуры у студентов - будущих педагогов, поскольку в настоящее время невозможно представить образовательный процесс без использования экранной информации. Под экранной культурой в исследовании понимается сложнокомпонентное интегральное личностное качество, связанное с получением информации с экранов и преломляющееся через все традиционные компоненты базовой культуры. Перед системой педагогического образования высшей школы остро стоит вопрос, касающийся подготовки специалистов, способных целесообразно применять «экраны» в своей профессиональной деятельности как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах сельской местности. Для сельских школ проблема формирования экранной культуры субъектов образования стоит даже острее, чем для городских, в силу наличия, по данным многих исследований, определенного отставания сельской школы по уровню сформированности цифровой и информационной грамотности педагогов и обучающихся. Цель исследования состоит в проектировании, реализации и представлении обобщающих выводов по результатам анализа учебного занятия для студентов вузов педагогических направлений подготовки, направленного на мотивирование обучающихся к осмыслению собственной экранной культуры путем знакомства с сущностью феномена. Содержательными единицами, на основании которых студенты строили научное представление об экранной культуре, явились: понятие экранной культуры, история возникновения экранной культуры, место экранной культуры в базовой культуре личности и ее значение для профессиональной деятельности современного педагога. Разработанное учебное занятие сочетает различные формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах) с использованием экранных средств и активных методов обучения. В результате целенаправленной работы по формированию представлений об экранной культуре обучающиеся на основе самоанализа отметили изменение самооценки уровня сформированности собственной экранной культуры, который в дальнейших исследованиях необходимо оценить при помощи объективных методов.
В статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей как главного целевого ориентира в воспитании школьников. Одним из важнейших комплексных средств решения указанной проблемы в условиях села является школьный музей. Рассматриваются воспитательные возможности музея, характеризуется его особый социально-педагогический статус в условиях сельской школы, определяются целевые ориентиры в его деятельности. Подчеркивается значимость музейной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов сельских школьников, если реализуются соответствующие требования при организации работы музея. Рассматривается содержание деятельности школьного музея, интегрирующего ресурсы школы и социума для воспитания школьников, определяются направления музейной деятельности (поисковое, познавательное, экскурсионное, исследовательское, трудовое, театральное и др.). Особое внимание уделяется формам, методам, технологиям деятельности обучающихся, взаимодействию взрослых и детей, в частности проектной деятельности, которая относится к субъектно-ориентированным технологиям и обеспечивает формирование субъектной позиции участников. В статье приводятся примеры проектов, которые интегрируют различные сферы деятельности детей, средства учебной и внеурочной деятельности школьников. В статье также выделены особенности музея как средства развития воспитательной системы сельской школы. Школьный музей - это транслятор традиционных российских духовно-нравственных ценностей, организатор совместной деятельности, координатор гражданского и патриотического воспитания в образовательной организации, интегратор учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся. Он объединяет ресурсы школы и социума для духовно-нравственного воспитания школьников и сельского населения; обеспечивает непрерывность и преемственность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Цель статьи заключается в раскрытии методологических оснований и методов исследования процесса развития функциональной грамотности сельских школьников при его научно-методическом сопровождении опорной школой. В статье дается обоснование и характеристика применения таких методов исследования, как анализ теоретических источников по проблеме исследования, моделирование, изучение педагогического опыта, анкетирование. Дается описание инновационного опыта опорной школы города Котельнича Кировской области - инновационной площадки Научного центра Российской Академии Образования при Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского - по методическому взаимодействию с сельскими школами образовательного кластера. В статье раскрывается значение корпоративной подготовки для создания единого методического пространства образовательного кластера, содержится описание результатов анкетирования педагогов образовательного кластера по проблеме развития функциональной грамотности школьников, в котором приняли участие 94 респондента. Обосновывается и раскрывается деятельность опорной школы по научно-методическому сопровождению педагогов, исходя из выявленных в процессе анкетирования дефицитов. Опорной школой организуются научно-методические семинары, проводятся заседания координационного совета, создаются успешные образовательные практики, предлагаются индивидуальные консультации для учителей сельских школ, предложены информационные и методические материалы на сайте школы. На данном этапе исследования определены его промежуточные результаты, которые стали предметом обсуждения на заседаниях методических объединений, педагогических советов, научно-методических конференциях. В статье делается вывод о том, что современный педагог на основе теоретической и практической подготовки способен успешно решать новую дидактическую задачу - развивать функциональную грамотность школьников.
В статье представлены результаты исследования эффектов участия городских и сельских детей и подростков с различным социально-экономическим статусом во внешкольных занятиях на академические результаты. Цель исследования заключалась в попытке проанализировать, как дополнительное образование может компенсировать различия в социально-экономическом статусе и территории проживания среди учащихся 4-11-х классов, опираясь на данные опроса 3427 учащихся и используя описательную аналитику, корреляционный и регрессионный анализы. Основные результаты показывают, что дети, проживающие в сельских территориях, с низким социально-экономическим статусом получают значительный эффект от внешкольных занятий, что свидетельствует о компенсирующей функции дополнительного образования. Участие во внешкольных занятиях положительно сказывается на академических результатах детей и подростков, независимо от их места жительства и социально-экономического статуса. Внешкольные занятия способствуют развитию навыков самоорганизации, коммуникации и критического мышления, что в свою очередь улучшает успеваемость учащихся. Исследование фиксирует связь территории проживания с различной структурой и качеством внешкольных занятий и подтверждает, что структурированные внешкольные занятия могут значительно улучшить результаты обучения, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим статусом. Исследование показывает, что место жительства влияет на доступность и качество внешкольных занятий. Оно также демонстрирует, что структурированные внешкольные занятия могут существенно повысить успеваемость, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим положением. Исследование подчеркивает необходимость образовательной политики, направленной на обеспечение доступности и равноправных возможностей дополнительного образования. Компенсирующий потенциал внешкольных занятий, выявленный в настоящем исследовании, указывает на ценный инструмент преодоления неравенства в образовании в различных социально-экономических контекстах.
Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью комплексного развития сельской школы России как образующего фактора территории с включенностью в процессы воспитания и образования местного сообщества, предприятий и организаций. Сельская школа в таком случае выступает как интегрирующее сельскую территорию учреждение, способствующее реализации нормативно-правовых документов РФ, ставящее цели и задачи развития не только России, но и конкретной местности - села, деревни, аула и т. п., поскольку именно школа, сотрудничая с местной инфраструктурой, имеет все знания и необходимые ресурсы для воспитания, обучения, подготовки местных, территориальных кадров. В своем Послании Федеральному Собранию в 2024 году президент РФ В. В. Путин отметил это как одну из приоритетных задач развития России. Развитие участия в процессах преобразования сельской местности России некоммерческих организаций (НКО), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) представляется важным, необходимым и перспективным, поскольку именно они могут создать общий элемент взаимодействия между участниками системы образования России, помогать реализовывать федеральные, региональные и территориальные проекты, способствовать общему узнаванию сельской школы России, развивать отраслевое и межотраслевое взаимодействие, общественные взаимосвязи. В настоящей статье рассмотрим деятельность проекта «Сельские школы РФ» и его участие в социальном, культурном и экономическом преобразовании сельских территорий России, значение проекта для научной общественности и широкого круга лиц. Отметим, что в 2023 году, благодаря победе в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, проект «Сельские школы РФ» (заявитель - Фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны») стал социально-ориентированным.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/