В современной мировой практике наблюдается все больший интерес к применению организационно-управленческих инноваций, также происходит ускоренное развитие мировой электронной промышленности, требующее дополнительных источников повышения результативности российских предприятий данной отрасли, которые в основном находятся на догоняющих позициях относительно мировых конкурентов. Поэтому исследование влияния организационно-управленческих инноваций на результативность организаций электронной промышленности России является актуальной научной задачей. Стоит отметить, что в российских публикациях отсутствуют исследования о значимости организационно-управленческих инноваций в развитии электронной промышленности России. Поэтому целью данной статьи является определение значимости организационно-управленческих инноваций в развитии электронной промышленности России. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих задач: произвести анализ возможной трансформации в электронной промышленности РФ и перспектив отрасли в шестом технологическом укладе и четвертой промышленной революции; определить аспекты влияния организационно-управленческих инноваций на эффективность организаций при технологических изменениях; определить влияние организационно-управленческих инноваций на результативность НИОКР в электронной промышленности России. В результате доказаны высокая значимость организационно-управленческих инноваций и необходимость долгосрочной интенсификации использования данного вида инноваций в электронной промышленности России.
Идентификаторы и классификаторы
Электронная промышленность – отрасль экономики, связанная с разработкой и производством электронного оборудования, модулей, компонентов и встраиваемого программного обеспечения [1]. Уровень внедрения технологических/продуктовых инноваций в организациях группы «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», по данным исследования, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР среди более 40 стран, находится в тройке лидеров [2].
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 17 января 2020 г. № 20-р “О Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по ее реализации” // СПС “КонсультантПлюс”.
- Business Innovation Statistics and indicators // OECD. April 2022. URL: https://www.oecd.org/sti/inno-stats.htm (дата обращения: 28.10.2023).
- Склюев А. М., Хабаров В. И., Мусатова И. В., Попова О. В. Организационно-управленческие инновации в электронной промышленности России: современные тренды // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 6. С. 103-116. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-6-103-116 EDN: NCZYRY
- Кузнецова И. А., Гостева С. Ю., Грачева Г. А. Методология и практика статистического измерения инновационной деятельности в экономике России: современные тенденции // Вопросы статистики. 2008. № 5. С. 30-46. EDN: MTGWMD
- Корпоративный университет Микрона: кадровый потенциал и культурный код отрасли [Электронный ресурс] // Mikron. URL: https://mikron.ru/company/press-center/news/8680/(дата обращения: 28.10.2023).
- Фабрика идей Микрона: модернизируем оборудование кристального производства [Электронный ресурс] // Mikron. URL: https://mikron.ru/company/press-center/news/8619/(дата обращения: 28.10.2023).
- Киселева О. Н. О некоторых особенностях в теории организационно-управленческих инноваций в отечественной науке // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2016. № 3 (30). С. 143-152. DOI: 10.17072/1994-9960-2016-3-143-152 EDN: XAYUMP
- Бережной В. И., Таранова И. В., Цвиринько И. А. Управленческие ресурсы XXI века // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 4. С. 277-284. EDN: OWGILD
- Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 2396-р “О государственной программе РФ “Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы” // СПС “КонсультантПлюс”.
-
Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008. - 428 с.
-
Кузьмина Л. А. Изменение содержания труда и занятости под влиянием нового технологического уклада // Евразийский Союз Ученых. 2021. № 1-6 (82). С. 32-38. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.6.82.1242 EDN: EFUCQB
-
Сбойчакова Е. В. Смена технологических укладов как перспектива инновационного развития страны // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 5. С. 57-61. EDN: NDBVWT
-
Гуторович О. В. Четвертая промышленная революция и ее возможные последствия // Дискурс. 2018. № 6. С. 11-17. EDN: YUEEZF
-
Советкин Я. Д. Управленческие инновации: подход к определению и классификации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2020. Т. 19. № 4. С. 493-519. EDN: MUSYIX
-
Birkinshaw J., Hamel G., Mol M. Management Innovation // Academy of Management Review. 2008. Vol. 33 (4). Р. 825-845. DOI: 10.5465/amr.2008.34421969
-
Eisenhardt K., Martin J. A. Dynamic capabilities: What are they? // Strategic Management Journal. 2000. Vol. 21. No. 10-11. Р. 1105-1121. :10/113.0.CO;2-E. DOI: 10.1002/1097-0266(200010/11)21 EDN: DSQAGJ
-
Helfat C. E., Winter S. G. Untangling dynamic and operational capabilities: Strategy for the (n)ever-changing world // Strategic Management Journal. 2011. Vol. 32. No. 11. Р. 1243-1250. DOI: 10.2307/41261789
-
Van Den F. A. J. Bosch, Volberda H. W., de Boer M. Co-evolution of firm absorptive capacity and knowledge environment: Organizational forms and combinative capabilities // Organization Science. 1999. Vol. 10. No. 5. Р. 551-568.
-
Damanpour F. Footnotes to research on management innovation // Organization Studies. 2014. Vol. 39. No. 5. Р. 1265-1285. DOI: 10.1177/0170840614539312
-
Bierly P., Damanpour F., Santoro M. The application of external knowledge: Organizational conditions for exploration and exploitation // Journal of Management Studies. 2009. Vol. 46. No. 3. Р. 481-509. DOI: 10.1111/j.1467-6486.2009.00829.x
-
Roberts P. W., Amit R. The dynamics of innovative activity and competitive advantage: The case of Australian retail banking, 1981 to 1995 // Organization Science. 2003. Vol. 14. No. 2. Р. 107-122. DOI: 10.1287/orsc.14.2.107.14990 EDN: DWJMJR
-
Приватизация 30 лет спустя: масштабы и эффективность государственного сектора / А. Д. Радыгин, Р. М. Энтов, А. Е. Абрамов [и др.]. - М.: Издательсий дом "Дело" РАНХиГС, 2019. - 76 с.
-
Карлик А. Е., Платонов В. В. Организационно-управленческие инновации: резерв повышения конкурентоспособности российской промышленности // ЭВР. 2015. № 3 (45). С. 34-44. EDN: UILCOT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предлагается использование обучающего инструмента деловой игры в учебном процессе, направленном на формирование полной системы профессиональных предпринимательских компетенций. Статья имеет цель расширить возможности обучения в ограниченных условиях занятий в классе путем создания учебной ситуации, максимально близкой к реалиям современной практики деловых отношений. Для достижения этой цели автор поставил задачу использовать инструменты деловой игры применительно к развитию навыков конкуренции и конкурентных отношений. В качестве основного сценария деловой игры автор создает модель ситуации конкурса с участием стороны покупателя и нескольких участников-претендентов, конкурирующих за победу в имитации конкурсной закупки. Предлагаемая деловая игра строится на основе типовых реальных конкурсных ситуаций в пространстве множества В2В-операций, что подтверждает актуальность выбранного метода обучения. Статья содержит описание базового сценария и подробного регламента игры. Каждой из групп-участников игры предлагается свой пакет документов исходной информации, на основе которой участники должны построить свою тактику переговоров и генерации предложения конкурсной комиссии. В статье обосновывается, что для победы в конкурсе участникам необходимо учитывать как профессиональные, так и личные отношения лиц, участвующих в принятии решения. Автор обращает внимание на важность изучения учебной ситуации как полной системы отношений реальных компаний друг с другом. В статье показано, что важное практическое значение деловой игры состоит в заключительной сессии анализа действий участников игры - этапе «Разбор полетов». На основе анализа проведенных сессий деловых игр автор выделяет наиболее значимые результаты участия студентов в игре, их положительные впечатления и неожиданные собственные открытия. Использование предлагаемого метода будет полезным для образовательных организаций в качестве эффективного упражнения в рамках курсов, изучающих практику конкуренции систем профессионального и высшего образования.
Соперничество присутствует в разных сферах человеческой деятельности, например соперничество (конкуренция) за рабочее место, должность, необходимые ресурсы, свободное место в транспорте и за баллы/оценки в учебном процессе. Статья посвящена вопросам соперничества среди студентов в учебной деятельности за оценки, в том числе и при реализации балльно-рейтинговой системы оценивания в образовательных организациях высшего образования. По данным различных исследований и исходя из опыта профессиональной деятельности автора, использование балльно-рейтинговой системы оценки в образовательных организациях имеет как свои преимущества, так и недостатки. Так, одним из неоспоримых преимуществ считается повышение мотивации студентов к учебной деятельности (выполнить задание лучше, чем одногруппники), а одним из недостатков считается соперничество (иногда недобросовестное) за нужную для студента оценку (зачастую, это и жесткое сравнение с баллами, полученными однокурсниками, и недовольство (не соответствующее реальному положению дел) заработанной оценкой и пр.). Значимость этих моментов усиливается в связи с субъективностью оценки преподавателем студентов, а также с особенностями распределения баллов (индивидуально у каждого преподавателя) и оценивания различных творческих учебных работ. На основе изучения взаимодействия соперничающих сторон в учебной деятельности за баллы автором предложены некоторые способы, применение которых способствует добросовестному соперничеству среди студентов (совместному выигрышу, выигрышу за счет преимуществ), что указывает на практическое значение данной статьи. В ней показано, что даже при подробном описании и обосновании оценки (составлении шкалы и ее критериев) все равно будут возникать различные спорные вопросы в оценивании студентов, приводящие к определенной форме соперничества в учебной деятельности.
Статья посвящена исследованию инновационных методов антикризисного управления интернет-платформами, которые становятся важной составляющей современной экономической среды. В процессе исследования используются разносторонние методы анализа, включая детальное рассмотрение современных стратегий антикризисного управления и анализ успешных случаев интеграции инноваций в интернет-платформы. Полученные результаты подчеркивают значимость инновационных подходов для эффективного преодоления кризисных ситуаций и обеспечения устойчивости интернет-платформ, а анализ практических примеров показывает, что инновации способствуют повышению конкурентоспособности, оптимизации пользовательского опыта и увеличению финансовых показателей интернет-платформ. Результаты исследования подчеркивают важность инноваций для антикризисного управления интернет-платформами, что также определяет основные аспекты теории, включая жесткое ядро и защитную оболочку, а также показывает возможности ее преобразования на основе интеграции принципов теорий подрывных инноваций К. Кристенсена и технологических революций К. Переса. Исследование демонстрирует, что изменение защитной оболочки теории антикризисного управления под воздействием институциональных изменений, обусловленных технологическими трансформациями, является важным элементом успешного антикризисного управления интернет-платформами. Таким образом, данная статья дает ценные практические рекомендации и способствует расширению теории антикризисного управления интернет-платформами. Внесенный вклад в область антикризисного управления подчеркивает, что инновации представляют собой важный инструмент для эффективного преодоления кризисных ситуаций, повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивости интернет-платформ.
Статья посвящена рассмотрению различных методик оценки конкурентоспособности в условиях изменения внутренних и внешних условий функционирования предприятий под действием цифровизации, процессов импортозамещения и других вызовов в отечественной экономике. В статье отмечается, что методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно хорошо разработаны в теории и широко применяются на практике. Однако определенной проблемой является подход к выбору метода применительно к системе показателей оценки конкурентоспособности того или иного предприятия. Полученные оценки конкурентоспособности служат для выявления слабых и сильных сторон предприятия. В дальнейшем разрабатываются и внедряются мероприятия по устранению слабых и укреплению сильных сторон. Рассмотрены различные методы оценки конкурентоспособности: теория сравнительных преимуществ, теория равновесия, теория Ж.-Ж. Ламбена, метод анализа Мак-Кинси (Mckinsey analysis) 7S, метод анализа конкурентоспособности предприятия GAP, метод анализа конкурентоспособности LOTS, PEST-анализ, SWOT-анализ, методика 4Р, метод бенчмаркинга, метод оценки конкурентоспособности, опирающийся на положения теории эффективной конкуренции. Автор поддерживает мнение тех исследователей, которые рассматривают три уровня показателя конкурентоспособности: тактический, стратегический и оперативный. На оперативном уровне используют показатель конкурентоспособности продукции, на тактическом - показатель конкурентного потенциала, на стратегическом - конкурентные преимущества и рост рыночной стоимости предприятия. Автором предложен усовершенствованный алгоритм расчета показателей по модели динамической оценки конкурентоспособности, позволяющей выделить лидера (наиболее перспективное предприятие) и использовать его показатели в качестве нормативных при планировании мероприятий по повышению конкурентоспособности. Полученный результат отклонения фактических показателей от норматива (показателей предприятия-лидера) позволяет наметить оперативные, тактические и стратегические мероприятия по повышению конкурентоспособности.
Статья посвящена технологии виртуальной реальности, ее применению и основным конкурентным преимуществам внедрения в ресторанном бизнесе. В отличие от других подходов автор распространяет контекстную зависимость на любые учебные курсы, включаемые в программу обучения. Анализируются основные области и конкурентные преимущества технологии виртуальной реальности в индустрии гостеприимства, а также рассматриваются тенденции и перспективы развития данной технологии. На примере указанных в статье конкурентных преимуществ VR показано, как следует применять данную технологию на предприятиях ресторанного бизнеса для успешного поддержания конкурентоспособности и дальнейшего развития. Автором исследуются возможности определения особенностей использования технологии виртуальной реальности (VR) в ресторанном бизнесе, а также ее конкурентные преимущества. Благодаря использованию VR-технологий в ресторанном бизнесе отмечается значимая тенденция улучшения в работе таких бизнес-процессов, как обучение персонала, улучшение обслуживания клиентов и организация развлекательных мероприятий, что, в свою очередь, может создать конкурентные преимущества для предприятий гостеприимства. Основываясь на исследовании технологии виртуальной реальности, в статье представлено видение такого направления в качестве ключевого для развития отдельных инновационных инструментов управления и развития предприятиями в определенной отрасли. Статья имеет практическое значение, так как технология виртуальной, в том числе дополненной, реальности успешно используется в реальном бизнесе в конкурентных условиях, создавая для организаций-пользователей устойчивые преимущества на рынке услуг, а также теоретическое значение ввиду комплексного анализа сущности, преимуществ и недостатков, основных областей применения и конкурентных преимуществ VR- и AR-технологии.
Предметной областью статьи выступает одно из направлений рыночного соперничества субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), а именно переманивание ведущих специалистов у конкурентов. Аргументируется научная позиция, в соответствии с которой в сфере малого бизнеса практическая реализация указанного выше метода недобросовестной конкуренции имеет определенную специфику, в частности активную роль собственников, лично выступающих в роли «охотника за головами», а также использование ими нехарактерных для субъектов среднего и крупного бизнеса мотивирующих инструментов. Кроме того, только в исследуемой сфере предпринимательства возможна ситуация, при которой переход лишь одного специалиста в конкурирующую фирму способен не просто ухудшить, а полностью и одномоментно подорвать рыночные позиции жертвы агрессии. Это должно учитываться руководством любого СМП, ориентированного на использование качественного человеческого капитала. Цель исследования состоит в разработке предложений по выбору стратегии и тактики управления персоналом малого предприятия, обеспечивающих высокую степень защищенности его кадровой элиты от рассматриваемой угрозы. Задачи исследования сводятся, во-первых, к выявлению специфики ее реализации в исследуемой сфере предпринимательства и, во-вторых, к определению наиболее эффективных методов противодействия ей. Результаты исследования: выявлены особенности организации самого процесса переманивания лучших специалистов у конкурирующих СМП, а также дополнительные угрозы конкурентным позициям в случае их реализации. С учетом этих особенностей сформулированы и аргументированы рекомендации по выбору и последующему внедрению HR-технологий, позволяющих сохранить качество человеческого капитала малого предприятия как одного из важных факторов, обеспечивающих его конкурентные позиции на обслуживаемом рынке.
Статья посвящена рассмотрению влияния ESG-фактора (environment, social, governance - экологический, социальный и корпоративный факторы) на сделки M&A (merger and acquisition - слияния и поглощения). В статье обосновывается тренд экономических трансформаций, отражающий факт того, что экологическая, социальная и корпоративная ответственность становятся одними из важнейших направлений развития компаний. Климатические и экологические риски создают угрозу для финансовой стабильности бизнеса, его корпоративного имиджа и социальной потребительской лояльности. В статье рассмотрена степень вовлеченности бизнеса в ESG-повестку и проведена качественная оценка потребностей компаний в ресурсах для достижения целей устойчивого развития. Используя возможности, которые дает зеленая повестка, компания усиливает свои ESG-позиции. Цель исследования - рассмотреть роль фактора ESG в сделках слияний и поглощений. Опираясь на имеющиеся исследования о важности того, что слияния и поглощения являются эффективным инструментом структурной перестройки бизнеса, авторы делают акцент на том, что фактор ESG с высокой долей вероятности включен в общий мотивационный контур сделок концентрации. На стыке двух глобальных стратегических процессов - процесса экономической концентрации и процесса устойчивого развития компаний в области ESG - рассматривается важность изучения фактора ESG, оказывающего побудительное влияние на сделки слияний и поглощений. Авторы обращают внимание на то, что роль и место малоизученного фактора ESG в процессе сделок слияний и поглощений, а также влияние ESG-повестки в процессе концентрации бизнеса будет усиливаться на всех этапах слияний и поглощений. Отмечены преимущества покупки компаний, специализирующихся на зеленых технологиях, что позволяет переструктурировать потребность в инвестировании при создании современных и экологически чистых технологий. Концепция устойчивости базируется на эффективности использования ограниченных ресурсов, именно поэтому результаты исследования представляют интерес для компаний, ориентированных на быстрый рост с применением сделок слияний и поглощений.
Статья посвящена проблеме обоснованности регулирования сборов и тарифов на аэропортовые услуги. Актуальность исследования обусловлена критикой необходимости регулирования аэропортовых услуг в условиях коммерциализации отрасли из-за спорности естественно-монопольного статуса аэропортов, потенциала межаэропортовой конкуренции и жизнеспособности альтернативных механизмов управления трансакциями. Цель исследования - проанализировать возможные обоснования необходимости регулирования услуг в аэропортах и выявить ограничения каждого из обоснований. Анализ проводится в рамках двух подходов: модели естественной монополии теории отраслевых рынков и сравнительного анализа дискретных структурных альтернатив новой институциональной экономической теории. Были получены следующие результаты. Во-первых, показано, что необходимость введения регулирования обосновывается наличием двух рисков - риска злоупотребления доминирующим положением и риска экспроприации инвестиций потребителей услуг аэропортов. Во-вторых, в части ограничений обоснований систематизированы факторы, способствующие усилению либо ослаблению рыночной власти аэропортов. В-третьих, выявлены характеристики аэропортов, которые подлежат оценке для принятия решения о необходимости регулирования. В-четвертых, продемонстрировано, что уровень риска экспроприации активов изменяется в зависимости от масштаба деятельности аэропорта и его роли в маршрутных сетях авиакомпаний. Таким образом, сделан вывод о том, что в рамках каждого из рассмотренных подходов решение о введении регулирования услуг в аэропортах должно приниматься не для отрасли в целом, а для отдельных аэропортов. Показаны возможные риски избирательного подхода к регулированию услуг в аэропортах (расширение дискреции регулятора, рост издержек регулятора в связи с необходимостью проведения анализа для рассматриваемых аэропортов, коррупционные риски), которые необходимо учитывать при проектировании соответствующих норм в случае принятия решения о внедрении предлагаемого подхода к регулированию.
Для применения «пятого антимонопольного пакета» ФАС России разработала проект изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (Порядок-220). Данный проект в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения, что делает актуальным его анализ на предмет наличия ответов на вызовы экономики современных цифровых рынков в целом, а также методических вопросов, поставленных последними изменениями в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в частности. Выявлено, что положения обсуждаемого проекта касаются далеко не всех основных проблем, которые возникают в связи с анализом конкуренции на цифровых рынках: не предложены методы анализа границ рынков при нулевых ценах, нет подходов к оценке сетевых эффектов, не отражены проблемы рыночной власти при конгломератных слияниях, не уточнено понятие многостороннего рынка и его соотношения с цифровой платформой. Проект также содержит неточности формулировок, оставляя свободу интерпретации, которая впоследствии создаст риски некорректного применения норм антимонопольного законодательства и повысит вероятность ошибок правоприменения. Кроме того, в статье продемонстрировано, что, несмотря на предлагаемые изменения, в документе сохранились многие проблемы, характерные также для анализа традиционных рынков (второй критерий теста гипотетического монополиста, анализ преодолимости барьеров входа, ограничения использования методов). В качестве методологической базы исследования используются подходы экономического анализа права и теории отраслевых рынков. Результатом проведенного анализа стали рекомендации для регулятора, направленные на снижение вероятности ошибок правоприменения, возникающих в результате пробелов в нормативно-правовых актах в сфере антимонопольного регулирования. Статья носит прикладной характер и может представлять интерес как для регулирующих органов, так и для антимонопольных экспертов.
Издательство
- Издательство
- Синергия
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- Юр. адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- ФИО
- Красильников Андрей Викторович (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- seo@synergy.ru
- Контактный телефон
- +7 (800) 1000011
- Сайт
- https://synergy.ru