Публикации автора

ВЕСТИМЕНТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ФИЛЬМА И ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ВРЕМЕНИ (2024)

Введение. Интенсивность влияния визуальных медиа в формате фильмов и сери алов на культурную жизнь, достигающая пика в эпоху стримингового телевидения, ставит перед гуманитарной наукой задачу исследования визуального типа мышления, визуального сознания, отличного от классической визуализации вербального мышления в пластических искусствах. Если исследователь намерен вывести из фильма или сериала ценностную систему, познавательную стратегию, актуальную для своего времени, визуальная среда может оказаться для него не менее красноречивой, чем протекающее в ней драматическое действие. Характер и качество этой среды складываются из множества чувственно воспринимаемых элементов: свет, цвет, движение и его хореография, звук, пространство, предметные референты и т. д. В совокупности они представляют собой не столько артикуляцию авторской мысли, сколько способ специфически визуального продумывания этой мысли. Сложное устройство визуально-мыслительных сред требует большой и систематической исследовательской работы. В данной статье мы берем один наиболее очевидный предметный аспект видимого: вестиментарную стратегию фильма.

Цель - сравнивая визуальные составляющие фильмов разных десятилетий XX века, выделить паттерны, отмеченные предметными (вестиментарными) характеристиками, избыточными по отношению к драматическому действию; пользуясь кодом культурных универсалий, закрепляющих за концептом «одежда» функцию социокультурной и этической регуляции [1; 3; 5; 10; 15], выявить значение этих паттернов в контексте этического мышления эпохи. Методы. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза; метод феноменологической редукции, позволяющий фиксировать чувственно воспринимаемые качества предметно-пространственных экранных сред; герменевтический метод, позволяющий на основании видимых знаковых структур выявить сущностные интенции визуального образа. Ввиду поставленной задачи необходимым оказалось привлечение некоторых понятий нарратологии (в частности, понятия фокализации) и методов корпусного анализа, принятого в лингвистике. Научная новизна заключается в том, что мы подходим к визуальному источнику с позиций философско-культурологических, рассматривая визуальную среду фильма как форму и способ актуального социокультурного или философского мышления, обладающий специфическим (визуальным) инструментарием. Такой подход позволяет делать заключения на основании не только отдельных фильмов, но и больших источниковых баз.

Результаты. В ходе анализа авторами были применены к кинематографическим текстам XX века инструментарий современной визуалистики и понятийная база социофилософской этики. Это позволило обнаружить визуальные паттерны, общие для фильмов некоторых десятилетий XX в., а именно 1930-х, 1950-х, 1990-х гг., и связать их с этической проблематикой времени.

Выводы. Анализ источниковых баз, включающих кинематографические тексты, может проводиться путем системного анализа визуальных сред, представленных на экране. При этом могут быть выделены и описаны доминирующие визуальные паттерны, характерные для той или иной эпохи. Такая доминанта определяет акценты в образном целом и обнаруживает важные аспекты философско-культурной мысли, актуальной для своего времени, в том числе этической мысли.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 1 (99) (2024)
Автор(ы): Конфедерат Ольга Владимировна, Дядык Наталья Геннадьевна
Сохранить в закладках