Комплекс Алтыншокы (обл. Улытау, Казахстан) представляет собою сопку с курганом на вершине. У подножия кургана находился камень с надписью на двух языках: арабском и чагатайском. Камень в 1936 году был доставлен по инициативе советского геолога К. И. Сатпаева в Государственный Эрмитаж. С этого момента начинается история изучения комплекса Алтыншокы. Первый перевод надписи востоковедом Н. Н. Поппе в 1940 году доказал отношение эпиграфического памятника к событиям похода Амира Тимура против хана Тохтамыша в 1391 году. Последующие переводы надписи лингвистами и историками подтвердили связь комплекса с «кыпчакским» походом Тамерлана и строительством кургана его воинами в виде «высокого знака». Первое картографическое упоминание о знаке Тамерлана в горах Улытау относится к XVIII веку. В 2018-2020 гг. междисциплинарное исследование комплекса учеными из Казахстана, Узбекистана, Литвы, США установило, что курган является теплотехническим сооружением. Он был предназначен для зажигания сильного огня. В его насыпи сохранились шлаки и отверстия воздуходувных каналов. Результаты радиоуглеродного датирования шлака совпадают с датой похода Тимура против Тохтамыша через Дешт-и-Кыпчак в 1391 году. Курган был построен в связи с культом поклонения Мировой горе и духам предков. Комплекс сохранил первоначальный общий вид в ландшафте гор Улытау. Копия «камня Тимура» с надписью установлена на кургане. В городском пространстве столицы Астаны оформлена «Аллея Улытау» с копией эпиграфического памятника с сопки Алтыншокы.
В статье представлен комплексный анализ двух случайных находок кельта и серпа, сделанных в районе сел Новоильиновка и Алчановка (Костанайская обл., Казахстан). Орудия активно эксплуатировались. «Алчановский» серп относится к изделиям сосново-мазинского типа, выделяется орнаментом в виде зигзага. Высокое содержание железа в сплаве указывает на использование в качестве сырья медно-колчеданных руд в финале бронзового века. Имеющиеся даты позволяют датировать его XIV-XIII вв. до н. э. и связывать с носителями саргаринско-алексеевской культуры. «Новоильиновский» кельт декорирован с двух сторон свисающими треугольниками с окончаниями в виде «жемчужин». По своим морфологическим признакам он близок к изделиям маклашеевской культуры и новоалександровской группы металлических изделий позднего бронзового века Восточной Европы. По химическому составу металла он относится к маклашеевской культуре Волго-Камья и, возможно, датируется XIII-XII вв. до н. э. Вероятно, «новоильиновский» кельт на территории лесостепного Притоболья является импортом из Волго-Камья. Культурная принадлежность этого орудия пока не определена. «Алчановский» серп и «новоильиновский» кельт отражают два этапа в рамках конца фазы ПБВ-3 и начала фазы ПБВ-4 развития Западноазиатской (Евразийской) металлургической провинции в лесостепной зоне Западной Сибири.