В статье рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций, представлены различные трактовки данного понятия российскими и зарубежными учёными. Ряд вопросов по определению перспективных направлений инновационной деятельности в сфере ритейла, которые связаны со стратегией развития компании, продвижением торговой политики, достижением показателей результативности, обеспечением финансовой устойчивости компаний, остаются актуальными и определяют новизну, практическую значимость и цель исследования. Для проведения исследования использовались методы системного и комплексного подходов, метод группировок, метод сравнительных оценок, статистический методы. В статье выделены направления инновационной деятельности участников рынка ритейла. Проведена оценка результатов инновационной деятельности по комплексу показателей эффективности в процессе введения инноваций. Платёжеспособность предприятия оценивалась по кругу комплексных показателей, отражающих ликвидность и обеспеченность активами. Авторами предложены направления инновационной деятельности ритейлера с целью улучшения своих позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компаний.
Опыт лидеров различных отраслей и сфер экономики показывает значимость инновационной составляющей деятельности предприятий. Российские и зарубежные учёные определяют инновации как особый инструмент, новый взгляд, совокупность мероприятий, конечный результат внедрения новых технологий в различные производственные и коммерческие процессы. Посредством разработки и реализации инновационных проектов организации предприятия вносят изменения, оптимизируют как технологии, товары, бизнес-процессы, так и систему менеджмента, организационное построение и пр. Работа над инновационными проектами должна интегрировать усилия специалистов, сотрудников предприятия и подразделений в достижении целей повышения эффективности деятельности. Применение различных подходов разработки и реализации инновационных проектов базируется на оценке и понимании сильных и слабых сторон каждого из них, возможности и перспективности его применения в практической деятельности конкретного предприятия. Инновационное проектирование включает понимание проекта как совокупности элементов, регламентируется различными нормативными документами, в частности, ГОСТ определяет состав и структуру проектных документов. В статье охарактеризованы различные подходы к классификации инновационных проектов: по значимости воздействия на экономику, области приложения усилий, уровню научно-технической значимости результатов и др. Идентифицированы основные проблемные области и вопросы инновационного проектирования. Прикладные вопросы разработки и внедрения инновационного проекта рассмотрены на примере торгового предприятия. Выявлены перспективные направления инновационного развития, проанализированы различные технологии и подходы, сформулированы основные направления, цели и задачи, основные результаты инновационного проекта по оптимизации логистической деятельности.