В настоящей статье рассматривается религиозный вопрос во взаимосвязи с проблемой народного образования в Киргизской Внутренней орде во второй половине XIX в. Неизбежное внедрение русских школ, олицетворявших гражданскую модель образования, привело к конкуренции исламского и гражданского образования. Исламское образование в Казахской степи изначально основывалось на деятельности татарских мулл. На примере документа комиссии Ф. К. Гирса 1873 г. и сведений, отраженных в публикациях дореволюционных исследователей А. Е. Алекторова и А. Н. Харузина о школьном образовании и религиозной жизни во Внутренней орде, показано, что с течением времени татарское влияние было признано имперскими властями нежелательным и противоречащим целям развития гражданственности у казахов, единения с русским этносом, построения единой гражданской нации. В этой связи стали выдвигаться проекты определенных ограничительных мер в отношении «татарского образования», а также протекционизм в торговой сфере. Вместе с тем, как представляется, в историческом развитии Внутренней Киргизской орды видны две противоречивые тенденции: с одной стороны, начало распространения европейского образования со строительством школ с преподаванием на русском языке, а с другой – усиленное внедрение ислама в повседневную жизнь казахов Джангер-ханом. Сфера образования нуждалась в постоянной заботе со стороны государства и местных властей в целях проведения эффективной аккультурационной политики среди кочевых инородцев. Одна из мер виделась в увеличении правительственных школ на русском языке с включением в программу изучения родного казахского языка и магометанского учения.