В статье предпринята попытка дополнить современную проблематику выделения критериев сильного ИИ посредством дискуссий в области философии сознания. Получившие популярность представления Д. Деннета («многократных набросков»), Дж. Сёрля (каузально-эмерджентное описание) и Д. Чалмерса (синтетический подход к пониманию сознания) сопоставляются с историей формирования проблемы ИИ. Несмотря на широкое обсуждение проблематики сознания и искусственных форм интеллекта (сильного и слабого), остаются актуальными теории и рассуждения философов о психофизиологической проблеме. Предполагается, что понимание механизмов аналитической работы сознания, раскрытие творческого потенциала личности, а также способность воспринимать множество явлений в их категориальных формах и формировать аксиоматические и синтетические суждения расширят инструментарий машинного обучения. Для дополнения имеющихся представлений о сознании в условиях распространенности информационного подхода (Д. И. Дубровский) и аналитической традиции (В. В. Васильев) приводятся ключевые положения психофизиологической проблемы, обозначенные в истории немецкой и русской философии. Учитывая сложность и многогранность обозначенных проблем (определение сознания, психофизиологическая проблема, определение ИИ, демаркация слабых и сильных форм ИИ, значение языка для выстраивания структур мышления, аналоговое мышление и его возможности), содержание статьи ограничивается анализом наметившихся тенденций в философии и обозначением перспектив для дальнейшего углубления в проблематику.
В статье предпринимается попытка определения своеобразия ведущего направления мировой философии конца XIX - начала XX вв. Задний акцент сделан на двух важных аспектах этого своеобразия: отношении неокантианцев к Канту и их настойчивом стремлении начать традицию трансцендентальной философии с философии Платона. В отношении неокантианцев к Канту в статье выделяются, прежде всего, четыре основные особенности. Кант неокантианцев - это, во-первых, Кант исторический, во-вторых, Кант системный, в-третьих, Кант как «дух» трансцендентальной философской, импульс для дальнейшего развития (понять Канта, значит пойти дальше него) и, наконец, в-четвертых, Кант современный, помогающий решать значимые проблемы современности. Что же касается значения Платоны для всей традиции идеалистической трансцендентальной философии, то здесь существует убеждение неокантианцев в том, что именно с Платоны начинается путь научной философии, в результате которого является определяющими условиями возможности науки в познании природы, человека и общества.