Современные тенденции и ориентации в образовании, в становлении обучающегося как профессионала, развития его личности в аспекте индивидуальных предпочтений предполагают наличие развитых универсальных навыков, способствующих эффективному самоуправлению и самореализации в разных сферах, умению оперативно и осознанно выполнять разные функции. Целью данного исследования является конкретизация понятия «функциональная грамотность», и выявление соотношения между понятиями «функциональная грамотность» и «компетентность самоменеджмента». В результате исследования раскрыта сущность понятия «компетентность самоменеджмента» как интегративное, динамическое качество личности, ориентированной на саморазвитие, определяющее способность и готовность специалиста к самоорганизации, управлению собственными ресурсами для достижения успехов в образовательной, профессиональной и личной жизни; показана многоаспектность этого феномена. Обосновано, что компетентность самоменеджмента является одним из видов функциональной компетентности современного человека. В исследовании использовались теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по теме, сравнительно-сопоставительный анализ обобщенного и личного педагогического опыта в формировании компетентности самоменеджмента как вида функциональной грамотности); эмпирические (формирующий эксперимент, диагностические методы); статистические.
В настоящее время растет спрос на разносторонне развитого молодого специалиста. Это касается не только сформированных профессиональных навыков, набирают обороты так называемые надпрофессиональные навыки, которые отвечают за развитие личности и ее индивидуальных качеств, необходимых для достижения высоких результатов. Современные условия обучения, труда, жизни предполагают умение эффективно выстраивать свою деятельность, образовательный процесс в соответствии с поставленными целями, за счет использования на практике необходимых навыков и умений самоменеджмента. Ставить цели и достигать их в реальные сроки, правильно планировать свое время, выстраивать траекторию достижений, самообразование и самоорганизацию, умение рефлексировать и на основании результатов двигаться дальше - все это говорит о развитии самоменеджмента. Самоменеджмент начинает активно изучаться и развиваться в сфере личного образования, а также рассматриваться в рамках высшего образования как важный элемент развития личности. Цель - определить сущность и содержательные компоненты компетентности самоменеджмента. Обоснована актуальность развития самоменеджмента в рамках образовательного процесса вуза; проведен литературный анализ по направлению исследования; определены понятия самоменеджмент, компетентность самоменеджмента; выделены четыре компонента компетентности самоменеджмента: мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Приведена структура компетентности самоменеджмента с тремя уровнями развития ее компонентов: начальный, базовый и развитый.