В статье представлены итоги статистического анализа результатов голосования избирателей Воронежской области на шести выборах Президента России в период 2000-2024 гг. Данные электоральной статистики с официального сайта ЦИК РФ были агрегированы по типу территории: городская и сельская. Доказано, что тип территории значительно влияет на результаты выборов, уровень явки и степень протестного голосования. Результаты изложены в следующем порядке: по показателям явки, доли голосов за различных кандидатов, связи явки и голосования, а также динамики протестного голосования и поддержки инкумбентов и/или системной оппозиции. Зафиксирована тенденция: победители выборов набирают электоральные очки и увеличивают отрыв от соперников за счет избирателей сельских территорий. При этом, электоральные настроения в сельских округах, хотя и консервативнее городских, но также отражают протестные тенденции и подвержены влиянию внешних факторов. Выборы 2024 показали самый большой разрыв в поддержке действующего Президента. Сельские территории продемонстрировали максимум лояльного голосования в то время, как поддержка горожан снизилась, а доля испорченных бюллетеней сильно возросла. В то же время, тенденции 2024 года нельзя назвать значительными на фоне масштабной электоральной поддержки инкумбента.
В статье анализируются особенности профессиональных стратегий профессорско-преподавательского состава (ППС) и научных сотрудников (НС) в российских университетах, а также сложившиеся подходы к их профессиональному развитию и мотивации. Рассмотрены составляющие профессиональной стратегии преподавателя высшей школы: мобильность, институциональные условия выбора карьерной траектории; желаемое и реальное соотношение методического / преподавательского, научного и административного видов работ. Обосновано, что российские преподаватели и научные сотрудники ориентированы на работу в своем вузе и регионе, мобильность носит горизонтальный характер. Значимыми мотивами переезда для работы в вузе являются карьерный рост (повышение по должности / занятие административной позиции) и повышение заработной платы в 2 раза. Существует запрос на увеличение доли научной работы в отдельных типах вузов. Отмечена необходимость учета индивидуальных запросов ППС на новые компетенции и треки профессионального развития со стороны руководства вузов. Обсуждается необходимость выделения треков, соответствующих основным видам деятельности - наука, преподавание и практическая / административная деятельность. Сделаны выводы о необходимости построения системы поддержки развития профессиональных стратегий ППС на уровне всей страны и внедрения такой системы с учетом особенностей и ресурсов каждого конкретного вуза. Материал подготовлен по итогам проведения исследования «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России» в рамках проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ».