Публикации автора

Влияние удобочитаемости пресс-релизов Банка России на инфляционные ожидания: экспериментальный поход (2025)

В условиях инфляционного таргетирования успешность денежно-кредитной политики во многом зависит от способности центрального банка влиять на инфляционные ожидания через эффективную коммуникацию. Особое значение имеет взаимодействие с неспециалистами, населением в широком смысле, чьи ожидания в России исторически завышены и менее заякорены. В статье рассматривается влияние удобочитаемости пресс-релизов Банка России на инфляционные ожидания населения. Удобочитаемость — свойство текстового материала, характеризующее лёгкость восприятия его человеком в процессе чтения. Для проверки гипотезы проведён лабораторный эксперимент с участием 274 человек, разделённых на контрольную и экспериментальную группы. Участники получали либо оригинальные тексты пресс-релизов, либо их упрощённые, более удобочитаемые версии, полученные с использованием генеративного искусственного интеллекта. В рамках эксперимента моделировались ситуации смягчения и ужесточения монетарной политики. Результаты показали, что при повышении ключевой ставки упрощённые тексты значимо снижают инфляционные ожидания – в среднем на 1,8–2 процентных пункта. При снижении ставки эффект статистически незначим. Таким образом, повышение понятности коммуникации особенно эффективно в условиях жёсткой денежно-кредитной политики. Полученные результаты подчеркивают необходимость адаптации коммуникационных материалов центрального банка для широкой аудитории. Сделан вывод, что улучшение читаемости может повысить доверие к денежным властям и укрепить механизм трансмиссии монетарной политики. Работа опирается на методы экспериментальной экономики, текстового анализа и регрессионного моделирования, подтверждая значимость качества коммуникации для управления инфляционными ожиданиями.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 60 № 3 (2025)
Автор(ы): Картаев Филипп Сергеевич, Клачкова Ольга Александровна
Сохранить в закладках
Влияние инфляционного таргетирования на инфляцию (2025)

Целью работы является оценка влияния перехода к режиму инфляционного таргетирования на инфляцию в современных условиях. Для достижения этой цели мы осуществляем эконометрическое моделирование воздействия этого режима монетарной политики на динамику общего уровня цен. В качестве эмпирической стратегии мы используем оценку моделей с фиксированными эффектами на межстрановых панельных данных, содержащих информацию вплоть до 2022 г. включительно. Кроме этого, для получения уточнения долгосрочных эффектов смены режима денежно-кредитной политики мы применяем метод разности разностей с включением дополнительных контрольных переменных. Результаты моделирования демонстрируют, что даже в современных шоковых для мировой экономики условиях инфляционное таргетирование остается действенным инструментом достижения ценовой стабильности. Этот эффект наблюдается для различных подвыборок стран. Применительно к России важным является вывод о том, что инфляционное таргетирование оказывается действенным средством достижения ценовой стабильности для стран-нефтеэкспортеров.

Издание: ФИНАНСЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: Том 29, № 1 (2025)
Автор(ы): Картаев Филипп Сергеевич, Сазонов Олег Сергеевич
Сохранить в закладках