Работы автора

ТИПОЛОГИЯ ЭКОСИСТЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (2025)

Введение. Статья представляет авторский подход к анализу экономических экосистем в контексте цифровой трансформации. Авторы обосновывают необходимость разработки унифицированной типологии экономических экосистем, способствующей лучшему пониманию их структуры и динамики. Использованные источники из международных баз данных обеспечили актуальность темы, позволив выделить ключевых стейкхолдеров, проанализировать роль цифровых технологий и трансформацию ресурсов в условиях цифровизации экосистем предприятий.

Материалы и методы. Исследование основано на теоретических положениях экономического экосистемного подхода и теории стейкхолдеров, а также применении структурного и экономико-компаративного анализа.

Результаты исследования. Новизна работы состоит в исследовании и анализе научных трудов, посвящённых экономическим экосистемам, а также в синтезе различных точек зрения с целью разработки унифицированного подхода к их типологизации. Рассмотрены основные категории и критерии типологизации экосистем; обсуждено влияние цифровизации на экономические процессы внутри экосистем, подчеркнута значимость этого аспекта для современных бизнес-моделей; проведен анализ стадий эволюционного развития бизнес-экосистем, варьирующихся от простых партнерских до многоуровневых платформенных экосистем.

В результате представлена типологизация экосистем первого уровня, включающая бизнес-экосистемы, инновационные экосистемы, экосистемы знаний и предпринимательские экосистемы. На втором уровне бизнес-экосистемы, частным случаем которых являются промышленные предприятия, сгруппированы по критериям: цели экосистем, степень цифровизации, масштаб охвата связей со стейкхолдерами.

Обсуждение. Предложенная классификация учитывает различные аспекты экосистем, включая цели, степень цифровизации, а также масштаб охвата связей со стейкхолдерами. Предложенная типология вносит вклад в формирование научного стандартизированного подхода в части группировки исследований и подходов в изучении экосистемной формы организации предприятий по заданным критериям на типы и расширяет наше понимание концептуальных границ между различными экосистемами.

Издание: ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
Выпуск: Т. 19 № 1 (2025)
Автор(ы): Попов Евгений Васильевич, СИМОНОВА Виктория Львовна, ЗЫРЯНОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (2019)

Целью настоящего исследования является систематизация экономических эффектов использования социальных медиа в условиях формирования цифрового общества. В качестве объекта исследования были определены социальные медиа, предметом исследования выступили экономические отношения, формирующиеся в цифровой экономике при использовании социальных медиа. Для анализа теоретико-методологических подходов к анализу социальных медиа в системе экономических отношений мы использовали контент-анализ научных исследований в отечественной и зарубежной литературе, логический и сравнительный анализы. Дано определение социальных медиа как платформ для информационных коммуникаций, направленных на создание социальных сетей различного содержания. Проанализированы отдельные направления использования социальных медиа в экономических отношениях. Представлена авторская типология социальных медиа, в которой выделены глобальные и национальные социальные сети (Facebook, LinkedIn, «Однокласники, ВКонтакте», Qzone, Mixi, Copains d’avant), сайты обмена творчеством (YouTube, Instagram, Douban, Flickr), сайты совместного пользования (Wikipedia), мессенджеры (Skype, WhatsApp, WeChat, Telegram), блог-платформы и микроблоги (Twitter, LiveJournal, Sina Weibo, Ameba, Plurk). Выделены экономические эффекты использования социальных медиа. Определены как положительные, так и отрицательные воздействия на субъекты экономических отношений. Так, на миниэкономическом уровне использование социальных медиа снижает операционные издержки фирмы, а, с другой стороны, требует дополнительных финансовых и кадровых ресурсов для создания внутрифирменной корпоративной сети. На микроэкономическом уровне использование социальных медиа расширяет рынки сбыта продукции, с другой стороны - усиливается конкуренция между фирмами. Формирование сетей на мезоэкономическом уровне является положительным эффектом, но при этом происходит изменение отраслевых пропорций в экономике в сторону преобладания сферы услуг. И, наконец, на макроэкономическом уровне использование социальных медиа стимулирует развитие внутреннего рынка, но также возрастают издержки контроля и поддержания экономических институтов. Определено, что адекватным инструментарием анализа социальных медиа с позиций институциональной экономической теории выступает авторская концепция эконотроники.

Издание: ВЕСТНИК УРФУ. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: Т. 18 № 2 (2019)
Автор(ы): Попов Евгений Васильевич, СИМОНОВА Виктория Львовна, Комарова Оксана Викторовна
Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ МЕЖФИРМЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (2024)

Предмет. Экономические отношения по применению цифровых платформенных взаимодействий.

Цели. Разработка авторского алгоритма применения цифровых платформ межфирменных взаимодействий.

Методология. Использован системный сравнительный анализ.

Результаты. Для создания алгоритма были выявлены направления применения среди представителей среднего и крупного бизнеса различного рода цифровых платформ. В авторский алгоритм включены пять основных этапов: анализ целесообразности применения цифровой платформы; проведение комплексной оценки мировых практик внедрения таких платформ; определение направления внедрения платформы; консолидированный анализ применяемых типов цифровых платформ; расчет уровня экономической эффективности от применения.

Выводы. Теоретико-практическое осмысление процессов в области оцифровки межфирменных взаимодействий приводит к более глубокой координации в хозяйственной деятельности. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в развитии планово-методического подхода в применении цифровых платформ. Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке прикладного аппарата планирования внедрения цифровых платформ в межфирменные взаимодействия.

Издание: ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ
Выпуск: Том 29 № 4 (2024)
Автор(ы): Попов Евгений Васильевич, СИМОНОВА Виктория Львовна, ГРИШИНА Валерия Владимировна
Сохранить в закладках