Вынесенный в заглавие статьи вопрос предполагает рассмотрение скульптуры как способа смыслообразования, в котором посредством сложения и вычитания формы, создающей телесность изображения, открывается пространственная ипостась истины бытия. Конститутивной особенностью скульптурных произведений является цельность видения, соединяющая неопределенную множественность точек зрения на объект, что задействует внутреннюю темпоральность субъекта и ведет к динамике восприятия изображения. Исследование феноме- нологического ракурса скульптурного способа смыслообразования отталкивается от положения И. Канта об искусстве как свободной игре гения, в основе которой лежит разум. Видимое противоречие между спонтанностью субъективного полагания образа, что предполагает невозможность вывести его дедуктивным способом, и его разумностью, предполагающей внесубъективный универсализм смысла, разрешается с опорой на учение Ф. Шеллинга о творении как непредмысленном (нем. unvordenkliche) акте субъекта, полагающего нечто в понятийном горизонте неопределенности логических возможностей его бытия. Акт творческого воображения и когерентный ему процесс создания произведения предполагают не только субъективный произвол художника, но и «умность видения», соединяющие интенциональный акт, конституирующий образ, и контр-интенциональный акт, в котором создаваемый образ являет собственную телеологию, проясняющую и конкретизирующую замысел автора. Сознание скульптора выступает своеобразным камертоном, способным уловить точность звучания образа, его сообразность эстетическому чувству. При этом выразительность произведения, его красота являет невербальную сторону смысла, способную означить и выразить авторское видение идейной глубины выбранной темы, что позволяет скульптору создавать своеобразные философские притчи, которые эвристически раскрывают вербальные формы мысли. Данные положения рассмотрены на примере созданной Александром Аполлоновым серии «Театр масок», в которой скульптор в пластических образах осмысливает философскую проблему подлинности человеческого «Я» на протяжении его жизненного пути. Абстрактный схематизм, основанный на рядах противоположностей, образующих метафорический конструкт авторского замысла, обретает полноту выразительности в процессе создания скульптурных произведений, которые раскрывают потаенные глубины сложной драматургии взаимоотношений внутренней сути человека и его личностных объективаций, явленных в масках-личинах.
Цель исследования – выявить особенности взаимосвязи внешнего, ландшафтного и внутриличностного, субъектного измерений пространства культуры города. В качестве объекта избран Краснодар –динамично развивающийся мегаполис, обладающий богатым культурно-историческим потенциалом. Работа основана на материалах экспертных интервью и данных социально-психологического исследования жителей города с участием более 350 респондентов. Обосновано рассмотрение пространства культуры города как особого топоса присутствия человека в мире, предполагающее осмысление урбанистической среды, ее центров и границ. Выявлены особенности восприятия жителями Краснодара культуры города. Установлено, что горожане рассматривают пять аспектов уникальности Краснодара как особого пространства культуры, центрами которого выступают улица Красная как символ исторического центра со всеми периодами истории города и архитектурно-парковый ансамбль «Краснодар» как олицетворение устремленного в будущее современного мегаполиса.
Целью статьи является рассмотрение меморативных и художественных особенностей памятников-бюстов проекта «Аллея российской славы», установленных в большинстве регионов России, странах ближнего и дальнего зарубежья; выявление культурно-просветительского и воспитательного значения данного проекта. Методология исследования базируется на семиотико-герменевтическом подходе, рассматривающем произведения искусства в качестве символов, воплощающих культурные смыслы и идеи. Анализ увековеченных соотечественников показал, что проект направлен на олицетворение в скульптурных портретах идей державности и «российскости», которые рассматриваются в качестве духовной основы единства России, определяющей преемственность различных этапов её истории. Идейным основанием «Аллеи российской славы» является имперский период отечественной истории, с которым авторы проекта связывают достижение нашей страной мощи, величия, духовного богатства, а также формирование многонациональной гражданской общности. Эстетической основой проекта является академический реализм, который в исполнении ведущих отечественных скульпторов определяет высокое художественное достоинство памятных бюстов. Искусствоведческий анализ выявил два основных стиля портретов: парадный и метафорический, каждый из которых позволяет скульптору выразить личностные особенности и историко-культурное значение героя изображения. Высокий уровень академической пластики бюстов способствует сопряжению в сознании человека величия прошлого с чувством возвышенного и прекрасного, что обуславливает значительный культурно-просветительский и воспитательный эффект проекта.