Статья посвящена исследованию семантических и стилистических возможностей словесного образа в художественном произведении. Предмет изучения составляет словесный образ «невнятица жизни» в тексте романа писателя-символиста Андрея Белого «Московский чудак». Цель работы состоит в изучении семантической реализации образной константы в прозе А. Белого, что предполагает решение ряда частных задач: исследование понятийной, образной, значимостной и ценностной составляющих образа с учетом его концептуального характера. В статье осуществлено изучение синтагматических связей и парадигматических отношений концептуальной лексемы «жизнь», определяющих многомерность и семантическую многослойность образа, а также особенностей его стилистического функционирования и роли в рецепции художественного текста. С привлечением инструментария описательного, текстового и лингвостилистического анализа выявляется семантическая полифункциональность образной единицы, обосновывается ее роль в отражении авторской картины мира. На основе анализа художественных контекстов, содержащих словесный образ «невнятица жизни», раскрывается взаимообусловленность таких текстовых категорий, как образ автора и образность, выявляется образное, символическое и концептуальное значение анализируемой языковой единицы. Теоретическое значение работы состоит в том, что результаты проведенного исследования вносят вклад в методику лингвостилистического анализа текста. Практическое значение исследования состоит в возможности использования его материалов в практике лингвистического и лингвостилистического анализа художественного текста при изучении таких курсов, как «Филологический анализ текста», «Лингвистический анализ текста», «Стилистика» и др.
Статья посвящена двум актуальным в свете требований ФГОС ООО к предметной области «Филология» направлениям работы в современной школе: краеведческому и проектному. В центре авторского внимания находится построение образовательного маршрута, объединяющего краеведческую деятельность по изучению культурного наследия малой родины с формированием у обучающихся навыков проектной работы. Краеведение органично включает культурное наследие малой родины в языковое поле всего народа, позволяя сквозь призму местных особенностей выявить общие тенденции и универсальные закономерности, в частности, при обучении восприятию родного языка как неотъемлемой части национальной культуры. Цель статьи состоит в освещении основных направлений краеведческой работы в школе, опираясь на изучение жизни и творчества известных русских писателей И. И. Лажечникова, Н. П. Гилярова-Платонова и Б. А. Пильняка, биографически тесно связанных с подмосковной Коломной, произведения которых образуют «коломенский текст». В нашу задачу входит раскрытие специфики краеведческого подхода, реализуемого в плоскости построения проектной деятельности учащихся в формате как урочной, так и внеурочной работы. Исследование опирается на научно-дидактические, теоретические и практические методы изучения краеведческого материала, предполагающие разноаспектный подход к его анализу: историко-культурный, литературный, методический. На основе проведенного исследования автор демонстрирует основные векторы организации краеведческой работы в школе, имеющей системный и разноплановый характер, с целью формирования у обучающихся навыков проектной деятельности. Предложенный формат построения образовательного маршрута органично вписывается в учебный процесс школы, расширяя и углубляя его содержание, реализуя функции гражданского, патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся. Материалы статьи могут быть успешно использованы при организации как краеведческой, так и проектной работы в средней общеобразовательной школе.
Статья-рецензия на книгу Кулагин А. В. Высоцкий: Источники. Традиции. Поэтика.
книга профессора ГСГУ «Высоцкий: Источники. Традиции. Поэтика» Издание новой книги профессора кафедры русского языка и литературы доктора филологических наук Анатолия Валентиновича Кулагина «Высоцкий: Источники. Традиции. Поэтика» приурочили ко дню рождения советского поэта, барда, актера театра и кино. Книга включает статьи, заметки, эссе, рецензии, посвященные творчеству кумира нескольких поколений.
Авторы рецензируют монографию Л.Г. Кихней и Т.С. Кругловой, в которой рассмотрен ряд теоретических и историко-литературных проблем, связанных с лирическими адресациями в поэзии М.И. Цветаевой. В монографии предложен алгоритм изучения адресных и диалогических установок в лирике Цветаевой, разработанный на основе исследования обширного поэтического материала лирических обращений поэта к родным, возлюбленным и собратьям по перу.