Предмет: система экономических отношений предприятий овощеводства, определяющих конкурентоспособность, финансовые результаты их деятельности. Конкурентные преимущества в условиях рыночной экономики концентрируются в абсолютных и относительных показателях доходов предприятия, формируя потенциал ресурсов и рычагов управления, а окупаемость наиболее целесообразно применять для целей оценки конкурентоспособности. Цель: исследование факторов, влияющих на конкурентоспособность и окупаемость овощей защищенного грунта в условиях тепличных предприятий Воронежской области. Дизайн исследования: овощеводство защищённого грунта является критически важной отраслью регионального продовольственного рынка, обеспечивающей круглогодичную потребность населения в свежих овощах. В статье проведен анализ факторов конкурентоспособности овощей защищенного грунта в Воронежской области, рассчитана динамика окупаемости тепличных овощей, а также взаимосвязь экономических показателей, влияющих на конкурентоспособность производимой продукции. Результаты: на основе данных годовых отчетов предприятий тепличной отрасли построена корреляционная матрица, графически представлен мониторинг зависимости между показателями конкурентоспособности и множественный регрессионный анализ окупаемости продукции. Проведенный анализ позволил сформировать шкалу конкурентоспособности продукции на основе учета влияния отдельных факторов и реализовать смешанный метод оценки конкурентоспособности. Так основными факторами, влияющими на окупаемость и конкурентоспособность овощей защищенного грунта в Воронежской области, являются урожайность, обеспеченность удобрениями и основными средствами, расходы на энергоносители, а также кадровая составляющая.
Овощеводство закрытого грунта является одним из приоритетных направлений развития АПК России, поскольку, решая проблему преодоления сезонности производства, вносит существенный вклад в достижение параметров продовольственной безопасности страны. Независимость от импорта в этой сфере является ключевой задачей национальной экономики. Потребность в исследовании конкурентоспособности российского овощеводства закрытого грунта обусловлена радикальными изменениями в структуре АПК, которые отразились на всех участниках рынка - как на крупных и малых производителях продукции, так и на крупномасштабных холдингах, которые осуществляют деятельность на национальном уровне и за его пределами. Выявление проблем конкурентоспособности продукции защищенного грунта, причин ее увеличения и снижения проводится с целью укрепления позиций тепличных хозяйств на рынке. Проведен анализ сущности понятия «конкурентоспособность», рассмотрены подходы к определению конкурентоспособности продукции. Осуществлен поиск причинных связей, а также проанализированы обстоятельства, способствующие их возникновению («спираль» конкурентоспособности продукции). Выделены факторы производства овощной продукции, влияющие на достижение максимальной конкурентоспособности. Приведены структура, география площадей защищенного грунта по континентам и положение РФ в мировом производстве, а также формула расчета емкости рынка овощей защищенного грунта. Обозначены ключевые параметры влияния факторов на рыночную конкуренцию в подотрасли и на конкурентный статус овощной продукции закрытого грунта. Определены внутренние и внешние конкурентные преимущества, которые могут обеспечить укрепление позиций российских тепличных комбинатов в условиях рыночной конкуренции. Проанализированные основные тенденции в области овощеводства свидетельствуют о необходимости концентрации усилий по направлениям сокращения затрат на энергоносители, модернизациии материально-технической базы, внедрения адаптированных сортов, применения автоматизированных средств ухода за культурами, совершенствования хранения продукции и инфраструктуры продовольственного рынка.