Цель. Оценка методологического потенциала высказываний А. С. Хомякова для утверждения концепции Родины и патриотизма, соответствующей современному уровню развития общества и философии.
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали социально-философский, логико-философский и метод контекстного анализа. Проведено исследование трудов А. С. Хомякова, выявлена аргументация по основным аспектам концепции Родины и патриотизма, полученные результаты соотнесены с выводами современных исследователей
Результаты. Доказано, что труды А. С. Хомякова заложили основы рассмотрения Родины как общефилософской, а Отечества как социально-философской категории. Опора на его взгляды позволяет понять сущность патриотизма, доказать связь между патриотизмом и социальной справедливостью.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии потенциала наследия А. С. Хомякова как основы уточнения дефиниций понятий «Родина», «Отечество», «патриотизм» и укрепления их в общественном сознании.
Актуальность обращения к концепции Родины и патриотизма Н.В. Устрялова определяется сходством масштаба культурно-политических перемен в стране и мире в начале XX века и сегодня. Концепция патриотизма мыслителя складывалась на основе анализа конкретной социокультурной ситуации и формулирования собственных дефиниций таких категорий, как «Родина» или «государство». Выбранная методология анализа его трудов сочетает логико-философский метод, метод контекстного анализа, метод компаративистики. В результате предлагается дать концепции Н.В. Устрялова название «эстетико-этатический патриотизм» и указать ее основные положения. Родина – эстетическая ценность, форма бытия которой, государство, соединяет материальное и социальное. Из трех составляющих государства, по Н.В. Устрялову, ведущая роль принадлежит территории. Обосновывая свой переход на сторону советской власти, мыслитель указывает, что действия большевиков объективно способствуют собиранию земель Российской Империи, а отечественная культура, включающая культуру различных наций, совершенствуется, поэтому советское государство правомерно назвать формой бытия Родины. Патриотизм обладает качествами эстетической ценности, поскольку подлинно человечен и направлен на утверждение прекрасного, на приоритет созидательной деятельности. Концепция эстетико-этатического патриотизма Н.В. Устрялова снимает противоречие между высоким духовным содержание патриотизма как святыни и утилитаризмом решаемых социальными субъектами повседневных задач, позволяет формулировать конкретные критерии поддержки людьми власти.