Актуальность статьи связана с активным развитием цифровых технологий и появлением цифрового неравенства как новой формы социального неравенства. В статье рассматриваются социально-философские аспекты цифрового неравенства. Методологической основой исследования являются общелогические методы анализа, обобщения, сравнения, классификации, типизации. В исследовании применялись принципы диалектического и системного подходов: развития, всесторонности изучения, историзма. Обращается внимание на то, что существуют эмпирические исследования цифрового неравенства, в которых рассматриваются уровни цифрового неравенства (глобальный, социальный, индивидуальный), эволюция форм цифрового глобального неравенства. Однако последовательный социально-философский анализ цифрового неравенства, предлагающий теоретические основы и категориально-понятийный аппарат для осмысления этого явления, в научном знании не представлен. В настоящее время отсутствует единый подход к понятиям «цифровое неравенство» и «цифровой капитал». Возникает необходимость общего определения этих понятий, что должно послужить исходным пунктом для дальнейшего исследования цифрового неравенства и цифрового капитала. Цифровое неравенство существует в различных формах, связанных с доступом к новейшим информационным технологиям, с использованием информационно-коммуникационных технологий, с социальными перспективами освоения ИКТ. Рассматривается проявление цифрового неравенства в основных сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной. Обращается внимание на связь и взаимообусловленность цифрового неравенства и цифрового капитала. Опираясь на теорию социального капитала и понятие «габитус» П. Бурдье, исследуется процесс конвертации цифрового капитала в другие формы капитала. В статье показано, что все виды капитала взаимосвязаны и индивид, обладающий экономическим, политическим, личным, культурным капиталами, может трансформировать их в цифровой капитал (умение и навыки пользования Интернетом). Цифровой капитал, в свою очередь, конвертируется в капиталы офлайн. Сделан вывод, что отсутствие или ограничение доступа к цифровой среде, низкий уровень владения цифровыми компетенциями является одним из главных источников развития цифрового неравенства как вида социального неравенства в цифровом обществе. В статье обращается внимание также на необходимость учёта социальных и культурных характеристик индивидов при изучении формирования цифрового капитала и цифрового неравенства. Делается вывод о понимании цифрового неравенства как интегрального явления, связанного с цифровым капиталом.
Цифровая среда приводит к появлению новых механизмов формирования идентичности, созданию цифрового профиля личности. Развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование виртуальной реальности и связанных с ней виртуальных форм коммуникации актуализировали исследования трансформации феномена идентичности. Цель статьи связана с выявлением особенностей трансформации и конструирования идентичности при переходе от общества постмодерна к цифровому обществу. В результате исследования сделан вывод о том, что цифровое общество стимулирует потребность индивида к стандартизации смыслов и ценностей, подавляет стремление к развитию индивидуальной идентичности. Определено, что развитие сети Интернет создает возможности для формирования множественных идентичностей, допускающих противоборство с реальной идентичностью личности.