Целью статьи является описание способов рецепции творчества Байрона в комедии Грибоедова «Горе от ума». Преимущественное внимание уделяется восприятию в грибо-едовской комедии поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Выявлению «гарольдовского следа» в тексте пьесы способствует воссоздание литературного контекста споров о Байроне, байроновский подтекст в наброске предисловия к «Горю от ума», реконструкция основных этапов рецепции произведений Байрона в творчестве Грибоедова, а также некоторые другие эпизоды, связанные с поиском драматургом ключей к созданию образа молодого современ-ника. В ходе анализа «Горя от ума» прослежено двойное (возвышенно-лирическое и траве-стийное) решение ряда мотивов, определяющих структуру образа Чацкого. Пародийная ак-туализация гарольдовского комплекса скучающего странника рассмотрена как формула экспозиции главного героя, предвещающая целую систему парадоксальных сближений Чац-кого с персонажами-двойниками в мире пьесы и за её пределами. Показано, что диалог с Байроном, который не прерывался на протяжении всей творческой работы драматурга, реа-лизуется, в числе прочего, в авторефлексивной иронии Грибоедова.
Сборник сочинений Глеба Боткина (1900–1969), русского эмигранта, жившего в США, лидера Церкви Афродиты (1938–1969), религиозной группы, которая предвосхитила некоторые направления современного язычества, включает в себя статью, написанную Дмитрием Гальциным, перевод на русских главного религиозного трактата Боткина «В поисках реальности», отрывки из его романов, в которых также поднимается тема религии Афродиты и интервью с современным американским последователем Афродиты, который в своей религиозной жизни задействует наследие Боткина. Книга представляет собой ценный вклад в академическое изучение раннего неоязычества и биографии Глеба Боткина.