Представлено исследование стратегий толкования значений слов студентами-иностранцами. Выявлены преобладающие и второстепенные стратегии семантизации, описана специфика доминирующих способов толкования значения слова. Результаты эксперимента показали, что преобладающая дефиниционная стратегия имеет разные модели в обыденной практике семантизации слова. Толкования реципиентов строятся либо по модели денотат и дифференциальные признаки (вербально-логические), либо по модели денотат и дифференциальные признаки (наглядно-действенные). В соответствии с выделенными моделями / типами дефиниционной стратегии представлена гипотеза о корреляции между уровнем усвоения лексики русского языка говорящими и их выбором преимущественной стратегии и ее моделей. В этом аспекте данная концепция не подвергалась глубокому осмыслению, что и определяет актуальность предпринятого исследования. Ставится цель описать доминирующие и второстепенные стратегии, их специфику. В качестве материала исследования использовалась конкретная лексика русского языка (дом, книга, кольцо, стол, фонарь). При верификации результатов использовались как общенаучные методы, так и частнонаучные. Полученные данные в ходе проведения лингвистического эксперимента позволяют определить возможности и прикладной характер их использования в аспекте изучения русского языка как неродного, расширить границы исследований механизмов понимания слов иностранными гражданами.
Статья посвящена особенностям конструирования национальной идентичности в современном российском медиадискурсе, представляющем собой один из основных агентов влияния на социум. Материалом исследования послужили идентифицирующие дискурсивные конструкции, извлеченные из газетного подкорпуса «Национального корпуса русского языка» и системы «Яндекс. Новости» (Дзен) за период 2000-2024 гг. Реконструирована предлагаемая российскими массмедиа модель национальной идентичности, включающая когнитивный компонент, содержащий знания и представления об особенностях национальной общности, и аффективный компонент, отражающий оценку общности, отношение к членству в ней и значимость этого членства для всех ее участников. Выявлены и охарактеризованы основные признаки, по которым в современном российском медиадискурсе осуществляется идентификация представителей идеализированной общности «мы - русские». Установлено, что в качестве идентификаторов могут выступать как жесткие факторы (раса, этнос, территория, гражданство), так и мягкие (язык, культура, ментальность), при этом национальная идентичность на современном этапе проявляется преимущественно в социокультурном измерении, поскольку приверженность культуре, духовным ценностям и традициям признаются более важными факторами, нежели расовая, этническая или государственная принадлежность. Акцентирована особая значимость фактора самоидентификации, поскольку русским признается тот, кто сам считает себя таковым, воспринимает Россию как свою Родину, осознает значимость принадлежности к великой русской нации. Продемонстрировано, что современные российские массмедиа транслируют преимущественно позитивные оценки конструируемой национальной общности (уникальность, величие, особая роль в истории России и мира), формируют чувство гордости за достижения русского народа.