Архив статей журнала
Введение. В статье рассматриваются особенности развития лидерских способностей в период ранней взрослости, обусловленные спецификой, выбранной для подготовки к профессиональной деятельности. Развитые лидерские способности будущих специалистов могут не только способствовать раскрытию их потенциала, творчеству и инновациям, но и оказать значимое влияние на субъективное психологическое благополучие в целом и на его отдельные компоненты. Рассмотрены определения и компоненты понятия «лидерские способности», в том числе сформулированные исследователями с учетом специфики профессиональной деятельности; содержательно охарактеризовано понятие «субъективное благополучие».
Материалы и методы. В качестве метода психодиагностики лидерских способностей в рамках исследования была выбрана методика С. В. Духновского; диагностика психологического благополучия реализована посредством опросника К. Риффа «Шкала психологического благополучия» в русской адаптации П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленковой. К исследованию были привлечены 58 студентов СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, а также 54 курсанта вуза силового блока.
Результаты. Проведена психодиагностика и последующий сравнительный анализ уровня развития лидерских способностей и субъективного благополучия у студентов и курсантов периода ранней взрослости. Достоверность полученных результатов подтверждена схожими эмпирическими данными по показателям использованных методик, сопоставленных методом логической аналогии для выявления взаимосвязи компонентов лидерских способностей и субъективного благополучия.
Обсуждение и выводы. По результатам проведенной психодиагностики выявлен достоверно более высокий уровень развития у курсантов таких показателей, как «настойчивость и целеустремленность», «управленческая компетентность», «компетентности самоуправления» и «готовность к командной работе». В то же время, выявлен более высокий уровень развития у студентов такого показателя лидерских способностей, как «масштабность мышления». Сравнительный анализ субъективного благополучия студентов и курсантов показал, что у курсантов достоверно выше уровни показателей «цель в жизни» и «управление окружением», в то время как у студентов достоверно выше уровень показателя «автономия».
Введение. В настоящее время проблема построения молодыми людьми плана своего развития и оценки перспектив в выборе жизненного пути отечественной психологией практически не изучена. В данном исследовании выявлены различия уровня развития познавательных психических процессов, общего уровня интеллектуального развития у старшеклассников с различным характеристиками временной перспективы; взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития, успеваемостью
старшеклассников и особенностями их временной перспективы.
Материалы и методы. В ходе психологического обследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой и О. В. Митиной; КР-3-85 Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова. Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Гатчинского муниципального района Ленинградской области. В исследовании приняли участие 192 обучающихся старших классов общеобразовательных
учреждений Гатчинского муниципального района, из них 126 девушек и 66 юношей в возрасте 15–18 лет.
Результаты. В результате исследования были выявлены различия уровня развития познавательных психических процессов, общего уровня интеллектуального развития у старшеклассников с различным уровнем временной перспективы, также обнаружены взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития, успеваемостью старшеклассников и особенностями их временной перспективы.
Обсуждение и выводы. Проведенное исследование позволило установить, что между характеристиками развития психических познавательных процессов и характеристиками временной перспективы существует определенная взаимосвязь. Выявленные закономерности позволяют говорить о том, что чем выше уровень интеллектуального развития, тем больше выражена ориентация на будущее. Особое место в структуре связей между психическими познавательными процессами и характеристиками временной перспективы современных подростков занимают характеристики развития памяти.