ISSN 1818-6653 · EISSN 2713-1327
Язык: ru

ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА

Архив статей журнала

Психологические критерии оценки моделей неакадемического интеллекта лидера (2024)
Выпуск: 4 (2024)
Авторы: Белова Елизавета Васильевна

Введение. Практика создания долгосрочно преуспевающих организаций показывает ключевую роль личности лидеров, их создавших. Актуальность исследования интеллекта лидера обусловлена практической востребованностью в разработке программ выявления и сопровождения развития инновационных лидеров на различных этапах жизненного цикла организаций. Критический анализ проблемы интеллекта лидеров показывает рост публикаций по данной теме. При этом количество публикаций не решает проблему моделирования интеллекта инновационных лидеров, так как отсутствует системно-психологическое воззрение на данную проблему. В этой связи целью исследования является критический анализ существующих моделей интеллекта лидера с помощью разработанных на основе системного подхода психологических критериев оценки данных моделей.

Материалы и методы. Материалами исследования стали публикации зарубежных и отечественных авторов, в которых в явном виде предложена модель неакадемического интеллекта лидера, а также труды разработчиков системного подхода отечественной психологии. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ, сравнение и обобщение материалов, их систематизация и системное описание неакадемических моделей интеллекта на основе разработанных психологических критериев оценки.

Результаты. Обобщены системные принципы Б. Ф. Ломова, специфические особенности психики как сложной системы, описанные В. А. Ганзеным, свойства системы, выделенные А. Г. Асмоловым. На основе системного подхода разработаны психологические критерии оценки моделей неакадемического интеллекта лидера: многозначность, функциональная структура, системообразующий фактор, изменчивость. Критерий многозначности основывается на принципах многоплановости (многоаспектности) и множественности отношений Б. Ф. Ломова, третьем принципе (многообразия) В. А. Ганзена и принципе множественности описания А. Г. Асмолова. Следствием из первого критерия является второй – критерий функциональной структуры. Он базируется на идеях структурности, многоуровневости и иерархичности Б. Ф. Ломова и А. Г. Асмолова, а также идее полифункциональности и полиструктурности В. А. Ганзена. Третий критерий – системообразующего фактора, выводится
из принципа системной детерминации Б. Ф. Ломова и свойства целостности по А. Г Асмолову. Четвертый критерий – изменчивость, основан на свойстве взаимосвязи со средой, отмеченным А. Г. Асмоловым, свойствах динамичности и адаптивности по В. А. Ганзену и принципе развития Б. Ф. Ломова. С помощью данных критериев осуществлен критический анализ моделей социального, эмоционального, практического, эстетического, культурного, духовного, лингвистического интеллекта лидера.

Обсуждение и выводы. Концептуально разработанными можно считать такие модели неакадемического интеллекта, как социальный, эмоциональный, практический, культурный. С точки зрения критерия многозначности неакадемические формы интеллекта следует рассматривать как психические адаптационные механизмы личности лидера, интегрирующие всю психику на решение задач определенного типа при взаимодействии с определенным аспектом реальности. Второй критерий оценивает функциональность структуры неакадемических форм интеллекта (Р. Стернберг ближе всех подходит ее пониманию). Критерий системообразующего фактора предполагает необходимость учитывать как объективные, так и субъективные показатели успеха. Для проверки влияния неакадемических форм интеллекта на успешность деятельности лидера не существует единых объективных и субъективных критериев оценки. Четвертый ? это критерий изменчивости, который предполагает, что неакадемический интеллект лидера надо рассматривать в контексте развития его личности с учетом изменений организации, которые происходят на разных этапах ее жизненного цикла. Диагностика неакадемического интеллекта лидера организации предполагает учет системы ценностей лидера и направлена на выявление индивидуального профиля неакадемического интеллекта лидера как соотношения видов неакадемического интеллекта, представляющего собой механизм воплощения ценностей лидера в реальности.

Сохранить в закладках
Теоретическая психология персоногенеза: место в системе фундаментальных наук о человеке (2024)
Выпуск: 4 (2024)
Авторы: Белов Василий Васильевич, Белова Елизавета Васильевна

Введение. В обзорной статье предпринята попытка определить место теоретической психологии, которая исследует проблему персоногенеза, в системе фундаментальных наук о человеке. Сформулирована проблема исследования. Предложен
вариант ее решения на основе авторского антропологического системно-эволюционного естественно-научного подхода.

Материалы и методы. Материалами исследования стали научные публикации отечественных и зарубежных авторов, в которых в явном виде исследуется проблема единой системы наук о человеке и место в данной системе психологии. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в научной литературе, их систематизация.

Результаты. Определение места теоретической психологии в системе фундаментальных наук о человеке основывалось на антропологическом системно-эволюционном естественно-научном подходе. Антропологический принцип как онтологическая составляющая антропологического системно-эволюционного естественно-научного подхода определяет человек как объективно существующую реальность. Данный принцип является отправной точкой в исследовании персоногенеза. Эволюционный принцип уточняет содержание человека. Было выделено четыре качества человека: организм, индивид, субъект деятельности, личность. Предложено понятие «метаморфоза человека», под которым понимается коренное преобразование в онтогенезе качеств человека, которое проявляется в последовательной их смене от организма к индивиду, субъекту деятельности и к личности. Системное естественно-научное воззрение позволило понять персоногенез как единый процесс системогенеза человека, как усложнение живой самоорганизующейся системы от организма как саморегулирующейся гомеостатической системы через индивида как целеустремленной системы и субъекта как самодетерминирующейся целенаправленной системы к личности как саморазвивающейся системе.

Обсуждение и выводы. Антропологический системно-эволюционный естественно-научный подход позволяет выявить четыре качества человека: организм, индивид, субъект деятельности, личность, а также найти общее основание для них. Таким общим основание является системогенез человека – развитие человека, представленное как трансформация систем от саморегулирующейся гомеостатической системы через целеустремленную и самодетерминирующуюся, целенаправленную систему к саморазвивающейся системе. Определяя место теоретической психологии персоногенеза, можно утверждать, что данное направление является частью теоретической психологии, которая включена в систему фундаментальных наук о человеке и выполняет роль орудия синтеза единого однородного знания о человеке.

Сохранить в закладках