Архив статей журнала
Долгие годы издательство «Детгиз» («Детская литература») было единственным специализированным издательством детской литературы, а в дальнейшем стало самым крупным из них. Оно сформировало облик советской детской книги 1930–1950-х годов, поэтому анализ его деятельности в контексте изучения книжного искусства XX века является актуальной задачей современного искусствоведения.
В статье рассмотрены и охарактеризованы архивные документы Ленинградского отделения Дома детской книги «Детгиза» (далее — ЛО ДДК) 1950-х годов. Цель работы — дать оценку институциональному влиянию ЛО ДДК на развитие художественного оформления детской книги и ее восприятие специалистами и читателями.
ЛО ДДК 1950-х годов — это общественная организация при издательстве «Детгиз», заложившая традиции просветительской и научной деятельности в области детской книги в СССР, объединившая вокруг себя специалистов разных областей, задействованных в создании печатной книги, педагогов и юных читателей.
При анализе архивных материалов 1950-х годов были установлены имена первых сотрудников ЛО ДДК и специфика их деятельности, а также систематизированы проводимые организацией мероприятия.
Хотя научной и методической работой по изучению детской книги занимались уже в первой половине XX века, ЛО ДДК сделало изучение советской детской литературы комплексным, последовательным и регулярным.
При организации ЛО ДДК ставились следующие задачи: популяризация изучения книжного искусства и оказание поддержки молодым художникам- иллюстраторам. Поскольку в советской книжной культуре еще не были сформированы принципы восприятия внешнего вида книги, можно говорить о том, что силами ЛО ДДК в 1950-е годы выстраивалась система изучения книжного искусства в сегменте детской книги.
Книжный розничный магазин — сложный объект, который является пересечением разных социальных запросов, будучи одновременно включенным как в систему торгового обмена и массового потребления, так и в систему культурных отношений и ценностей. В статье представлены результаты полевого исследования книжных магазинов и книжных отделов розничной торговли Москвы и Подмосковья, в котором собрана информация о разнообразии наименований представленной детской поэзии, зафиксированы имена поэтов и художников, приведены сравнения стилей оформления изданий классической и современной детской поэзии. Интересовали вопросы возможных повседневных практик детского и взрослого чтения и знакомства с книжной продукцией; репрезентации исследуемым ассортиментом массовых предпочтений; влияния выбора издательств и магазинов в пользу каких-то конкретных решений в розничной торговле на сегментацию покупательской аудитории. Исследование показало, что при формальном наличии численного разнообразия книг определенной линейки в сетевой розничной торговле можно говорить о его мнимом характере. Доминирует ограниченный список авторов и большой процент скрытых переизданий (использования ограниченного набора макетов под разными обложками). Практическое отсутствие книг современных авторов не позволяет покупателю увидеть полную картину состояния детской поэзии и иллюстрации. Скудость ассортимента может привести к серьезным пролонгированным последствиям, например, формированию для определенной части общества устойчивых представлений о «правильной, хорошей» иллюстрации в детской книге и линейке значимых авторов, не отражающих актуального состояния сегмента детской литературы.