Архив статей журнала
В данной статье предлагается ознакомиться с результатами лонгитюдного исследования феномена социального неравенства в контексте изучения отечественной системы управления, а именно через отношение (оценки) политико-управленческих групп регионов к функционированию сложившихся региональных систем управления, в частности через оценки доступности для населения базовых социальных институтов.
На первом этапе исследования были представлены результаты подготовки интегрального индекса политико-управленческих групп активности, на основе которого становится возможным проведение анализа избыточного социального неравенства в регионах России. Установлено, что разработанную систему показателей политико-управленческого неравенства регионов можно рассматривать через оценки специально выделяемых политико-управленческих групп. Это подтвердили пробные измерения на базе мультиномиального регрессионного анализа.
В данной статье представлены итоговые результаты исследования. На основе сконфигурированного эмпирического индекса проведено измерение оценки работы системы управления в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации, способствующих или препятствующих: 1) поддержанию качества и доступности базовых социальных институтов региона, 2) созданию условий для гражданской и политической активности, включению политико-управленческих групп в процессы принятия решений по развитию региона.
По результатам исследования обоснован вывод о том, что систему базовых показателей выявления и измерения социального неравенства регионов можно анализировать через оценки специально выделяемых политико-управленческих групп, но обязательно с учётом дифференциации регионов по уровням социокультурной модернизации, т. к. для каждой группы территорий характерны свои уникальные типы избыточных неравенств, противоречий, проблем.
Предложенный подход целесообразно применять для установления негативных тенденций, способствующих активизации массовой политики, а также для фиксации качества реализации публичной политики в регионах, территориально - поселенческих объектах.
Актуальность исследования определяется логикой развития постсоветской России и особой значимостью поиска оптимальных методов и способов реализации социальной политики. Основная цель статьи - анализ мер социальной поддержки многодетных семей на региональном уровне. В основе исследования лежат сравнительно-функциональный, институциональный и системный методы, позволяющие охарактеризовать и определить значимость мер социальной поддержки семьям после рождения третьего ребенка. Комплексное применение этих методов даёт возможность понять функционально-динамические особенности мер социальной поддержки многодетных семей на региональном и местном уровнях.
Основные результаты исследования дали возможность сделать вывод о том, что социальная политика является одним из приоритетных направлений в деятельности российского государства. Выявлено, что многодетные семьи занимают важное место в решении проблем демографии, так как суммарный коэффициент рождаемости во многом определяется рождением второго и последующих детей в российских семьях. Показано, что на региональном уровне проводится активная работа по реализации льготного законодательства Российской Федерации для оказания социальной поддержки многодетным семьям. В то же время возможности регионов и местного самоуправления достаточно сильно разнятся. Установлено, что реализация социальной политики Министерством социального развития Оренбургской области осуществляется на основании эффективного использования финансовых возможностей федерального и областного бюджетов в соответствии со взятыми обязательствами и реальными возможностями их исполнения. Основная социальная проблема - снижение уровня рождаемости по причине вспышки коронавирусной инфекции.
Анализ информации, проведённый в процессе исследования, свидетельствует о том, что востребована существенная финансовая поддержка со стороны федерального уровня. Обоснована необходимость разработки и законодательного утверждения дополнительных мер социальной поддержки для многодетных семей как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также расширения использования возможностей бизнеса, социального партнёрства, общественных формирований.
В первой части статьи представлены промежуточные результаты анализа развития правового регулирования социально-экономического развития в РФ. Определены симптомы движения управления к проектному и антропоцентричному типу. Проанализированы ключевые нормативные акты, связанные с социально- экономическим развитием РФ за период с 1995 по 2020 гг. Предметом анализа стали целевые фокусы планирования, роль государства в управлении регионами, характер взаимоотношений федеральной, региональной, муниципальной властей и других субъектов развития, системность и комплексность проработки государственной политики, территориальная унификация или разнообразие в региональном планировании. Промежуточные результаты исследования указывают на складывающееся движение государственного управления от функционального к системному типу, изменение программного подхода целедостижения в сторону проектного. Директивность управления сменяется организацией деятельности по результатам. Управление территориями строится на принципах партнёрских отношений, но пока в них доминирует фактор подчинения, что сильно снижает активность субъектов территориального развития и тормозит реализацию национальных проектов, достижение национальных целей.