Архив статей журнала
В качестве трудной проблемы коммуникации формулируется проблема соотношения индивидуального и социального, «приватного» и «публичного», мышления и речи в речевом общении. Эта проблема обсуждается в контексте продолжающегося диалога с Е.Ф. Тарасовым, сформулировавшим антиредукционистскую теорию речевого общения. Согласно Е.Ф. Тарасову, только деятельностный методологический принцип позволяет дать адекватный ответ на вопросы о том, как происходят порождение речи, ее восприятие, речевое общение и онтогенез речевой способности. Этот принцип требует видеть коммуникантов как социальных субъектов, организующих совместную деятельность. В статье показаны возможные противоречия в трактовке этого принципа (акцент на индивидуальном и акцент на социальном). Однако главное заключается в том, что коммуникант не только с другим человеком, но и с самим собой действует общественным образом: человек понимает себя и управляет собой при помощи тех же средств, какие он использует для регуляции поведения собеседника. Делается вывод о том, что всё «приватное» возможно только как интериоризованное «публичное». Зазор между «приватным» и «публичным» возникает только потому, что каждый человек обладает своей уникальной позицией в деятельности.
Для выявления гипотезы исследования автором статьи вначале производится обзор трудов Евгения Федоровича Тарасова, который позволяет представить вариант его видения объектно-предметной траектории развития психолингвистики. В данной методологической дорожной карте далее выбирается тот проблемный пункт, который в отрасли вызывает оживленные дискуссии, однако в философии получает достаточно ясную позицию. Это концепция Е.Ф. Тарасова по допущению индивидуального сознания на уровне онтогенеза и актуалгенеза. Автор статьи, соглашаясь с условиями допущения, представляет детализацию и обогащение второго уровня взглядом Э. Гуссерля, Дж. Сёрля, М. Хайдеггера, М. Мамардашвили, М. Биткеева, В. Буданова и В. Аршинова, тем самым применяет триангуляцию для повышения доказательной силы допущения. Для философов решение обозначенного допущения напрямую связано с познанием и познаваемостью мира, соответственно на повестке не стоит вопрос о том, насколько возможно универсально-конвенциональное тождество восприятия субъектами фрагмента объективного мира; наоборот, опровергается тезис об однозначном детерминизме. Для верификации индивидуальности сознания используется метаязык «ноэма и ноэзис», введенный в философский научный оборот Э. Гуссерлем, и рассматриваются четыре характеристики ноэматического содержания – интенциональность, цельность как единичность, синергийность протекания мысли и личностность процесса познания, которые в совокупности доказывают индивидуальный характер сознания.