Архив статей журнала
В статье показаны изменения, происходящие с социокультурными, идеологическими процессами и массовым сознанием в условиях не вполне благоприятной социально-политической обстановки. В этой связи актуальными для изучения становятся вопросы дальнейшего социокультурного развития страны, форм и методов социальных трансформаций. Динамика происходящих в стране социокультурных процессов свидетельствует о том, что Россия не может исповедовать западные ценности и следовать далее западному вектору развития, несмотря на давление со стороны. В основу статьи легли результаты исследования Центра социологии идеологических и социокультурных процессов ИСПИ ФНИСЦ РАН, проведённого в 2022 году, на которые наложили отпечаток и начало постпандемического периода и начало специальной военной операции. Исследование было проведено в Москве, Мурманской, Архангельской областях, Ненецком автономном округе. Особому изучению подверглись социал-демократические ценности: права и свободы человека, безопасность, социальная защищенность, а также уровень доверия к религиозным институтам. Автор приходит к выводу, что динамика социокультурных процессов не может двигаться дальше без улучшения геополитической ситуации с её ограничительными мерами и прочими препятствиями.
В работе рассмотрены состояние и динамика представлений российских граждан о деятельности Евразийского Экономического Союза. На основе системы показателей и эмпирических индикаторов проведён анализ отношения к составляющим и результатам интеграционных процессов; изучена связь оценок деятельности ЕАЭС с представлениями об актуальных социальных процессах в стране. Основой проекта являются сравнительные репрезентативные исследования, осуществлённые по единой методике в Москве и Белгороде в последнее десятилетие. Было зафиксировано, что в исследуемых регионах уровень одобрения деятельности ЕАЭС продолжает оставаться достаточно высоким (40% в Москве и 41% в Белгороде). Вместе с тем, полученные данные отражают факт заметного падения уровня одобрения респондентами деятельности экономического союза за последнее десятилетие. Результаты исследования позволяют также говорить о наличии лакун в информировании граждан о сути интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Согласно результатам, респонденты выделяют несколько ключевых причин, препятствующих интенсификации интеграционных процессов: национальные элиты, преследующие свои интересы (37% и 30% в Москве и Белгороде соответственно); отсутствие единства целей интеграции в государствах ЕАЭС (36% в Москве, 26% в Белгороде); политическая, культурная, экономическая разобщённость стран-участниц ЕАЭС (четверть опрошенных в исследуемых регионах РФ). Выявлено, что отдельные социальные процессы в стране негативно связаны с уровнем одобрения деятельности ЕАЭС. Так, зафиксированы статистически значимые эмпирические зависимости, когда трактовка респондентами межнациональных отношений в регионе как напряженных, негативная оценка эффективности миграционной политики властей предполагают меньший уровень одобрения ЕАЭС.
В статье выявляется специфика информационного воздействия на аудиторию противника в конфликтах гибридного формата. Отмечая трудности методологического и правового характера в поисках адекватного определения понятия «гибридная война», автор даёт краткий обзор основных научных подходов к изучению проблематики гибридных войн в современной академической литературе. Подчёркивается, что способы гибридного воздействия на массы являются результатом глобализации и формирования информационного общества. Особенности неконвенциональных приёмов в военно-политических конфликтах рассматриваются автором в контексте политики постправды. Анализируются объективные предпосылки для распространения различных способов манипулирования информацией в целях достижения политического превосходства над противником. Существующие методы когнитивного воздействия на сознание граждан рассматриваются как оружие, которое применяется участниками военно-политического противостояния анонимно, без объявления войны. Автор приходит к выводу о том, что успех гибридных атак зависит не столько от технологий, сколько от способности властей поддерживать социально-политическую стабильность в государстве.