Архив статей журнала
В статье рассматривается значение формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в развитии младших школьников. Смысловое чтение как целенаправленный процесс по восприятию, глубокому пониманию, ценностному осмыслению художественных и иных произведений возведено на уровень основного интегративного качества личности. Формирование навыков смыслового чтения необходимо организовать с начальных классов, как только дети научились читать. Оно актуально, поскольку учащийся начальной школы в современный период сталкивается с большим объемом информации, которую следует прочитать и понять. В федеральной программе указано, что литературное чтение вводит младшего школьника в мир художественной литературы, а процесс самого чтения обучает его способам и приёмам работы с различными видами текстов и книгой, знакомит с детской литературой, создает условия для реализации его творческих способностей. Целью литературного чтения является становление грамотного читателя, мотивированного к самообразованию и саморазвитию и осознающего роль чтения в успешности обучения и в повседневной жизни. Главное, что оно способствует развитию критического мышления, способности анализировать тексты и извлекать из них важную информацию. В статье приведены примеры практических приемов и упражнений, которые позволяют учителю повысить уровень понимания текста учениками и развить у них интерес к чтению. Особое внимание уделено роли учителя в создании мотивационной среды для усвоения детьми указанных навыков.
В статье представлены некоторые приемы формирования навыков смы-
слового чтения на уроках родной бурятской литературы. На основе методов и прие-
мов М. П. Воюшиной авторы предлагают использовать на уроках родной бурятской
литературы следующие приемы формирования навыков смыслового чтения, такие как
прием составления ментальной карты, прием составления синквейн, прием прогнози-
рования, прием вопрос-ответ и игровые формы приема. В статье представлены фраг-
менты уроков по родной бурятской литературе, где используются вышуказанные
приемы, позволяющие развивать у учащихся умения анализировать художественный
текст, навыки выделять в тексте ключевые слова и предложения, грамотно и лаконич-
но составлять вопросы и отвечать на вопросы, находить в тексте последовательность
протекания событий в рамках прочитанного текста, трансформировать текст произве-
дения в таблицу, карту или в другую иллюстрацию, обосновывать свою точку зрения,
основываясь на фактах, находить нужную информацию в разных источниках для
осознания, анализа текста и его содержания. В дальнейшем полученный навык смы-
слового чтения помогает учащимся развивать собственное критическое мышление,
усваивать любую информацию, анализировать и формировать свои собственные мыс-
ли.