Архив статей журнала

МЕДИЙНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Левченко Виктория Вячеславовна, Иванушкина Наталья Викторовна

В представленной статье отмечается влияние социальных процессов (информатизация, цифровизация, трансформация общества) на цифровую трансформацию образования. В этой связи происходит глобализация учебного пространства, раскрывается широкий спектр возможностей перехода к новой парадигме профессионального образования. Отмечается связь этого процесса с изменением условий возникновения, способов перемещения, потребления, сохранения информации, влияющей на сознание людей. В статье анализируются психологические и педагогические факторы, влияющие на социальные процессы, происходящие в современном обществе. Отмечаются тенденции цифровой трансформации образования. Анализируются методологические подходы, связанные с профессиональной подготовкой студентов вуза, показана их взаимосвязь и взаимодетерминация. Обосновывается актуальность инновационного методологического подхода, отражающего специфику цифрового поколения обучающихся. Отмечаются особые психолого-педагогические характеристики современных студентов. В подходе учитывается внедрение и реализация цифровых технологий, выявляются принципы, закономерности стратегии, тактика и технология применения управленческих решений с учетом особенностей объекта педагогической науки. Анализ традиционных методологических подходов педагогической науки позволяет определить характеристики медийно-ориентированного подхода как инновационного. Выявляется методологическая основа. Определяется стратегия, тактика и технология его реализации. Обосновывается тот факт, что представленная разработка и реализация медийно-ориентированного подхода становится образовательной стратегией, результат которой - содержательная и ценностная основа, базирующаяся на системе определенных принципов. Обосновывается логика определения содержания медийно-ориентированного (инновационного) подхода. Устанавливается принципиальное направление вектора исследования. В заключении формулируется содержание философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологии инновационного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Илюшин Леонид Сергеевич, Торпашёва Надежда Александровна

Цифровая трансформация современного общества приводит к активному использованию новейших технологий во всех сферах жизни. Интеграция искусственного интеллекта в образовательную сферу может быть полезна для решения разнообразных задач, включая задачи системы образования. Целью исследования является обзор существующих технологий искусственного интеллекта в контексте их применимости в профессиональной деятельности школьного учителя, а также анализ влияния этих технологий на профессиональное развитие учителя. Для достижения цели был применен теоретический анализ, а также классификация и обобщение. В статье приведены различные классификации технологий искусственного интеллекта: по критерию способности решать разнообразные задачи и обучаться на их опыте (узкий, сильный и суперсильный), по методу анализа данных (машинное обучение, нейронные сети, глубокое обучение), по способу генерации данных и решения задач (традиционный и генеративный ИИ). Рассмотрены принципы работы и примеры использования трех основных моделей генеративного искусственного интеллекта: генеративно-состязательных сетей, вариационных автоэнкодеров и моделей на основе трансформера. Представлена авторская классификация технологий искусственного интеллекта, учитывающая типы и примеры задач, решаемых с помощью искусственного интеллекта в образовании. Научная новизна статьи заключается в разработке подхода, в котором технологии искусственного интеллекта создают возможности для самосовершенствования и самообразования учителя. Практическая значимость заключается в разработке списка программ и технологий искусственного интеллекта (как зарубежных, так и отечественных), которые учителя могут применять в своей профессиональной деятельности. Программы разделены по четырем направлениям: программы для создания текстов, изображений, аудио и видеозаписей.

Сохранить в закладках