Архив статей журнала

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Грибоедова Оксана Ивановна, Фельдман Инесса Леонидовна

Быть компетентным в современном обществе - уже не рекомендация, а необходимость. И сегодня ученые расширяют зоны исследования психологического конструкта «компетентность». Особое внимание уделяется аутопсихологической компетентности, являющейся базой для развития любого типа компетентности личности. Ее изучением в основном занимаются акмеологи, объектом исследования являются взрослые люди в профессиональной среде. Однако, особая значимость кризисных периодов в развитии человека и понимание связи аутопсихологической компетентности с самопознанием делает актуальным ее изучение у подростков, выдвигая на первый план вопросы о сущности аутопсихологической компетентности подростков и ее влиянии на формирование гармоничной личности и психологическое благополучие. На данный момент теория аутопсихологической компетнентности подростков еще не создана ни в отечественной, ни в зарубежной психологии. Это вызывает необходимость осмысления накопленного исследовательского опыта по данной теме и активизирует ученых к его систематизации и поиску новых подходов. В данной статье предпринята попытка систематизировать разработки отечественных ученых в области исследования аутопсихологической компетентности подростков, подходы и концепции исследователей, раскрывающие суть и особенности этого психологического феномена. Авторами обнаружено отсутствие зарубежных источников, демонстрирующих результаты исследования аутопсихологической компетентности подростков. Результатами проведенной аналитической работы стала систематизация научных идей и подходов к аутопсихологической компетентности подростков как комплексному результату их самопознания и фактору, влияющему на личностную зрелость, психическое здоровье и психологическое благополучие.

Сохранить в закладках
ОБЗОР ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Вакарина Елена Алексеевна

Цель исследования - выявить возможности и ограничения психодиагностических инструментов для исследования психологического и профессионального благополучия. Психологическое и профессиональное благополучие оказывают влияние на психическое и физическое здоровье, удовлетворенность качеством жизни, продуктивность человека, его работоспособность, которые являются неотъемлемыми составляющими комфортной жизни. Их поддержание становится возможным при создании определенных условий. Для этого уточняются существующие концепции и разрабатываются психодиагностические инструменты. В статье рассмотрены наиболее востребованные психодиагностические инструменты для измерения психологического и профессионального благополучия. Исследователи придерживаются как традиционных (гедонистического и эвдемонистического), так и эклектического подходов при диагностике психологического благополучия. Критериями для измерения психологического благополучия являются оценка общего уровня благополучия, счастья, а также субъективного уровня удовлетворенности и качества жизни. Профессиональное благополучие находится на начальной стадии изучения в отличие от психологического благополучия, поэтому наблюдается существенное расхождение в определении понятия и инструментов, с помощью которых осуществляется его измерение. Критериями для диагностики профессионального благополучия стали оценка уровня благополучия в профессиональной сфере, удовлетворенности трудовой жизнью и психосоциальной рабочей среды. Обзор исследований показывает, что имеющиеся методики являются относительно валидными и надежными. Однако не все психодиагностические инструменты адаптированы и апробированы на русскоязычной выборке. Ряд методик находится в закрытом доступе и не переведен на основные языки мира. Эти ограничения становятся препятствием в их применении и проведении эмпирической проверки. Слабые стороны методик позволяют учитывать их при подборе и дальнейшем использовании в качестве психодиагностических инструментов.

Сохранить в закладках