Архив статей журнала
Информатизация и цифровизация многих современных процессов и видов деятельности влечёт за собой появление новой цельной картины того или иного вида деятельности. Чем больше доступной и достоверной информации о том или ином процессе, тем лучше представление о нем, и, соответственно, тем правильнее решения, принимаемые относительно него. Современные аналитические источники, СМИ, базы данных, статистическая информация позволяют оперативно собирать и узнавать информацию о состоянии практически любой сферы жизни общества. Так, в соответствии с частыми упоминаниями в профессиональных туристических сообществах, актуальным вопросом в этой сфере является кадровое обеспечение отрасли. В статье представлен материал, собранный в период с 22 августа 2023 по 29 февраля 2024 г. кадровому обеспечению туристской отрасли в Российской Федерации на основе упоминаний и постинга в открытых интернет-источниках. Собранный материал позволяет представить текущее состояние по кадровому вопросу в сфере туризма, предлагаемых кейсах и готовых решениях регионов РФ. Аккумулированная в данной статье информация может быть использована в качестве дополнения к обзору научных источников по той же тематике.
В статье рассматривается процесс внедрения бенчмаркинга в работу туристского предприятия. Даётся трактовка данной категории, её отличие от термина «бенчмаркетинг». Предлагается список зарубежных и российских авторов, занимающихся данной проблемой. Рассматриваются типы бенчмаркинга, которые могут применяться в туристской деятельности. В процессе внедрения бенчмаркинга предлагается учитывать определённые особенности, характерные для туристской отрасли: нельзя сравнивать предприятия из разных по турпотоку регионов, занимающихся различными видами туризма, имеющих разную целевую аудиторию. В методиках указывается различное количество этапов, с помощью которых можно провести бенчмаркинговый анализ туристского предприятия. В статье указаны четыре и семь этапов, которыми можно воспользоваться при внедрении бенчмаркинга в туристское предприятие. На примере конкретной туристской фирмы проведён бенчмаркинговый анализ, выявлена определённая проблема и фирма эталон на данном рынке. Предложены рекомендации по усовершенствованию работы турфирмы и приближение её параметров к фирме-эталону.
Одним из факторов развития внутреннего туризма в Российской Федерации сегодня является внедрение в деятельность предприятий индустрии гостеприимства услуг, предоставляемых по системе «Всё включено». На основе анализа зарубежных научных работ в статье представлены основные этапы развития системы гостиничного обслуживания «Всё включено», а также проблемы, связанные с её внедрением и применением в мировом гостиничном бизнесе. Российским туристам, с 1990-х гг. активно путешествующих за границей, обслуживание по такому принципу полюбилось, что отражается в их потребительских предпочтениях. Отдыхая в российских курортных и загородных отелях, туристы зачастую сравнивают сервис с зарубежными предприятиями индустрии гостеприимства, предполагая получить услуги подобного объёма и уровня. После пандемии COVID-19 в России стал активно развиваться внутренний туризм. В целях повышения качества обслуживания российские гостиничные предприятия внедряют международные стандарты и принципы в свою деятельность, в том числе систему «Всё включено». Однако каждое предприятие толкует характеристики системы посвоему, что создаёт ряд проблем, включая неоправданные ожидания и разочарование потребителей. В статье рассматриваются основные положения национального стандарта, регламентирующего в России обслуживание по системам «Всё включено» и «Ультра всё включено». Приводятся результаты опроса представителей гостиничного бизнеса о применении ими норм национального стандарта в деятельности по предоставлению услуг потребителям.
Развитие туризма как комплексной области экономики зависит от различных составляющих, включая развитие инфраструктуры, в первую очередь - транспортной. Одним из аспектов транспортного обслуживания туристов является создание и использование необычных видов транспорта. Поэтому за цель исследования принимается характеристика использования нестандартных видов транспорта в туризме России. Обозначенная цель достигается с помощью обоснования изученности данной проблемы, а различные методы исследования позволяют сделать соответствующие выводы, касающиеся понятия «нестандартные виды транспорта» и применения таких видов транспорта в туризме. Изучен опыт различных стран в использовании нестандартных видов транспорта и выделены его основные направления. Акцент сделан на рельсовом, наземном и специализированном транспорте, некоторые разновидности которых применяются в туризме России. При характеристике рельсового транспорта автором выделены детские железные дороги как наиболее перспективный для туристского использования вид транспорта. Среди наземных видов транспорта отмечен фантастар как экологичный, инновационный, перспективный вид нестандартного транспорта. Отдельно отмечены канатные дороги как специализированный вид транспорта, который также находит широкое применение в перевозке туристов. Автором выявлены проблемы использования нестандартных видов транспорта в туризме России и определены некоторые перспективы на будущее.
Исследование посвящено кинотуризму как способу расширения туристского потенциала региона не только традиционного, но и креативного. Объектами такого туризма становятся места съёмок, места, изображаемые в фильме (даже если съёмки проводились не там) либо связанные с кино места проведения фестивалей, жизни выдающихся деятелей кинематографа и т.д. Потенциал этого вида туризма ещё полностью не оценён. Поклонники кино и телевидения готовы платить денежные средства для того, чтобы побывать на местах съёмок понравившихся фильмов. Учитывая особенности кинотуризма, авторы поставили цель разработать тур, доказывающий возможность развития туристского потенциала Республики Карелия посредством кинотуризма. Для достижения этой цели использованы новые приёмы анализа киноиндустрии и кинотуризма, в частности, методы выявления кинолокаций в пределах региона и оценки их туристической привлекательности, итогом стала разработка кинематографического тура по Северному Приладожью. Для определения спроса на данную туристскую услугу и выявления её потенциальных потребителей проведён опрос респондентов, благодаря которому выявлен интерес к местам съёмок фильмов и возможная средняя сумма финансовых затрат на отпуск. Научная новизна работы определяется новизной рассматриваемой темы в отечественной науке и большой степенью практической реализации итогов исследования, которая доказывает возможность развития кинотуризма на территории Карелии.
Цель исследования заключается в разработке индекса, позволяющего оценивать динамику и неравномерность развития регионального туризма. На туризм оказывают влияние различные факторы, учёт которых требует количественных оценок. В статье такие оценки получены благодаря построению и апробации авторского обобщающего показателя - индекса туристского развития российских регионов. Сделан краткий обзор современных исследований в области использования индексного метода при анализе конкурентоспособности туристской индустрии разных стран и влияния на нее климатических условий. Практическая часть работы основана на обширной эмпирической базе. За 2013-2022 гг. собрана статистическая информация, отражающая динамику регионального туризма в РФ. На этой основе сформированы группы статистических показателей, которые использовались для конструирования индекса. Методология его расчёта заключалась в нормировании исходных показателей, измеряющих различные аспекты развития туризма, и их последующем агрегировании в единый обобщающий показатель. Результаты расчётов авторского индекса в разрезе федеральных округов и субъектов РФ позволили сделать вывод о неравномерности распределения туристских ресурсов и инфраструктуры между российскими регионами. Различия в оценках индекса для регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров свидетельствуют о высокой концентрации туристской активности лишь в ограниченном кругу российских регионов. Кроме того, на базе расчётных значений авторского индекса осуществлено ранжирование российских регионов по уровню развития туризма. Сделан вывод, что полученный рейтинг схож с национальным туристическим рейтингом, но существенно отличается от рэнкинга устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства.
Социальным туризмом называют туризм, развивающийся за счет государственных и негосударственных финансовых институтов, реализующий основные социальные функции. Понятие «социальный туризм» находится в постоянной динамике, о чем свидетельствуют различные подходы к его пониманию. Деятельность государства и различные проекты в сфере социального туризма вносят определенный вклад в теорию и методику данного вида туризма со стороны науки и практики. Основу государственного регулирования социального туризма составляют социальная и туристская политика, которые осуществляются посредством различных подходов к реализации социального туризма. В России значительную государственную поддержку получил проектный подход. Он базируется на важнейших программных документах (Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019-2025 гг., Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г., национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и др.), которые подтверждают приоритет развития туризма для экономики страны. Проекты в рамках социального туризма реализуются на государственном, региональном и локальном уровнях. Возможности реализации данных проектов у российских регионов различны, но существуют проекты (Москва и Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край и др.), которые могут стать пилотными для других регионов страны.
Целью статьи является изучение влияния факторов на решение молодых людей посетить пагоду Линь Унг в Сон Ча, город Дананг, Вьетнам. Исследование основано на опросе 240 вьетнамских студентов, которые в настоящее время обучаются в университетах Вьетнама, с помощью метода репрезентативной выборки. Методы исследования - описательная статистика, исследовательский факторный анализ (EFA) и множественный линейный регрессионный анализ. В результате исследования были выделены 2 из 4 групп факторов, влияющих на решение молодых людей посетить пагоду Линь Унг в Сон Ча, в том числе (1) мотивация путешествия и (2) стоимость поездки. По результатам исследования в статье предложен ряд важных рекомендаций для мотивации молодёжи к посещению духовных туристических направлений.