Архив статей

Малая и большая родина в языковом сознании жителей Северо-Востока России (2025)
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Авторы: Данилов Игорь Альбертович

В статье представлены результаты психолингвистического исследования концептов МАЛАЯ РОДИНА и БОЛЬШАЯ РОДИНА в языковом сознании жителей Северо-Востока России на примере Якутии и Чукотки. С помощью метода субъективной дефиниции, реализованного в рамках массового социологического опроса (N=1434), были выявлены ключевые смысловые доминанты и коннотации, связанные с данными понятиями. Анализ полученных ассоциаций позволил выделить основные категории, отражающие различные уровни территориальной идентичности респондентов — от глобального до локального. Особое внимание уделено региональной специфике языкового сознания, а также возрастным и гендерным различиям в интерпретации изучаемых концептов. Результаты исследования демонстрируют сложную многоуровневую структуру понятий «малая родина» и «большая родина», которые выступают как маркеры локальной, региональной и гражданской идентичности в сознании жителей Северо-Востока России. Полученные данные вносят вклад в развитие психолингвистического подхода к изучению территориальной идентичности и открывают перспективы для дальнейших междисциплинарных исследований в данной области.

Сохранить в закладках
Проекты начала ХХ века по строительству транспортных магистралей к богатствам недр Якутии (2025)
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Авторы: Бурнашева Наталия Ивановна, Ковлеков Иван Иванович

Проведен анализ проектов начала ХХ века по строительству железной дороги и путей выхода Якутии к Сибирской железнодорожной магистрали. Историческими источниками для исследования послужили документы Российского государственного архива экономики и статьи, опубликованные в периодической печати в 1912 и 1925 году. На основе изучения источников установлено, что первым проектом железнодорожного сообщения, планировавшим в большей своей части пройти по территории Якутии, выступил проект французского подданного Лойк де Лобеля по строительству дороги Транс-Аляска-Сибирь, представленный правительству России в 1902—1907 годах. Подчеркивается, что в результате ряда правительственных обсуждений проект Лойк де Лобеля был отклонен по причинам нежелательности освоения природных и недровых богатств российской окраины за счет иностранных капиталов. Сделан вывод о том, что для Якутской области проект Лойк де Лобеля послужил поводом для начала разработки проектов развития дорожного сообщения, соединяющего край с Сибирской железнодорожной магистралью. В целом обнародование и обсуждение проектов строительства путей сообщения в начале ХХ века имело положительное значение для экономического развития окраин России.

Сохранить в закладках