Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И РИСКИ (2023)
Выпуск: Том 26 № 3 (2023)
Авторы: Ярашева Азиза Викторовна, Аликперова Наталья Валерьевна, МАРКОВ ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ

В статье рассмотрены актуальные аспекты кредитного поведения россиян, включающие в себя изменения в объёмах заимствований за последние 4 года, а также динамику задолженности по кредитам, в том числе просроченной. На основе результатов авторского социологического исследования (два замера в 2022 и 2023 гг.) выявлены особенности активных действий и установок молодёжи в сфере долгового поведения. Анализ показал усиление вектора на готовность вовлечения данной возрастной группы населения в кредитные практики. Осуществлено сравнение установок молодёжи относительно условий, при которых оправдано уклонение от выполнения обязательств по возврату долгов: 1) перед кредитными организациями; 2) перед родственниками и знакомыми. Выявлены представления молодёжи о порицании в российском обществе практик такого уклонения. Результаты опросов показали: наличие у респондентов кредитного договора способствует формированию более ответственного поведения в отношении соблюдения сроков уплаты. Позиция молодёжи в применении к нарушению условий возврата кредита иная в различных группах: самые молодые респонденты (17-20 лет) видят больше причин для возможности невозврата кредита. Среди причин, при которых допустимо, по мнению молодёжи, не отдавать долги, наиболее вескими для респондентов являются ситуации, когда кредит был оформлен мошенниками без согласия самого человека (67%), в случае серьёзных проблем со здоровьем и необходимостью трат на лечение (38%), если кредитор увеличил процент по кредиту в одностороннем порядке (34%), в случае потери работы (26%). Выделены кредитные риски, характерные не только для молодёжи, но и всех возрастных групп россиян: ухудшение «кредитного качества» заёмщиков и риски нарушения обязательств (невыплаты и нарушение сроков возврата) по кредитам вследствие снижения уровня реальных доходов.

Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ЭФФЕКТ 3Д (2023)
Выпуск: Том 26 № 2 (2023)
Авторы: Аликперова Наталья Валерьевна

Российская экономика и финансовый рынок столкнулись с широким спектром вызовов в условиях беспрецедентного санкционного давления. Оперативно принятые Банком России и Правительством РФ антикризисные меры стабилизировали ситуацию, сфокусировав повестку на дальнейшее развитие российской экономики и финансового рынка в новых реалиях. Учитывая, что экстраординарное изменение обстоятельств, по всей видимости, надолго и будет иметь структурные последствия, требуется выработка системных решений в отношении развития финансового рынка, переориентация экономики на инновационные рельсы с целью обеспечения технологического суверенитета. Для такого перехода в условиях сокращения инвестиционного потенциала страны, существенную роль играют «длинные деньги», о чём неоднократно говорил Президент России. Перспективным способом решения проблемы могут служить сбережения населения, как один из возможных существенных источников инвестиционных ресурсов для отечественной экономики. Однако, важно понимать - существуют ли сегодня условия для формирования сбережений населением и возможности их дальнейшего инвестирования в экономику страны. Сегодняшнее социально-экономическое положение страны, а также состояние финансового рынка отражает возможности реализации различных моделей финансового поведения населения, обусловленные такими факторами как доход, доверие и доступность, которые нашли своё отражение в «эффекте 3Д». Автором выделены данные факторы как основополагающие при формировании программы экономического поведения индивидуума, когда речь идёт о располагаемом ресурсном потенциале, а также среде, в которой реализуется программа. В ходе проведённого исследования выявлено, что составляющие «эффекта 3Д» отражают негативные тенденции в формировании финансового поведения граждан, в частности, их сберегательно-инвестиционных стратегий. В связи с чем остро встают вопросы, связанные с обеспечением качественного нового уровня ресурсной базы, а также среды ее реализации.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (2024)
Выпуск: Том 27 № 3 (2024)
Авторы: Малкина Марина Юрьевна, Рогачев Дмитрий Юрьевич

Целью исследования является выявление ценностных ориентаций современной студенческой молодёжи и их связи с практиками финансового поведения. Информационную базу исследования составили данные авторского опроса, проведённого в 2020 г. на тему «Специфика экономического поведения студенческой молодёжи», в котором принял участие 1291 студент из 17 вузов России. Для установления парных связей между значимыми ценностями, рядом социально-демографических характеристик и практиками финансового поведения использовались коэффициенты корреляции Мэтьюза, анализировалась их устойчивость. В результате исследования было установлено, что наиболее значимыми для студентов ценностями являются здоровье, работа, семья, самореализация. На основе корреляционного анализа предложена группировка ценностей, включающая нравственные, коммуникативные и достижительные. Обнаружено, что, при невысокой в целом объясняющей способности гендера, девушкам в большей степени свойственно стремление к коммуникативным ценностям, а также сохранению здоровья. В то же время юноши чаще делают выбор в пользу достижительных ценностей (популярность, использование других людей в своих интересах). Для практик финансового поведения обнаружена выраженная отрицательная связь между стремлением к самореализации и предпочтением спекулятивных финансовых инструментов, а также отрицательная связь активных банковских заимствований с такой коммуникативной ценностью как общение с интересными людьми. Выявлено, что ценностные ориентации связаны со способами получения дохода, например, студенты, получающие денежные средства от создания видеоконтента в большей степени ориентированы на популярность и использование других людей в своих целях. Исследование практик потребительского поведения показало корреляцию предпочтений безналичной оплаты товаров и услуг со стремлением к путешествиям, активной и интересной жизни. Новизна исследования заключается в установлении взаимосвязи ценностей, профессиональных интересов и финансового поведения современных студентов. Полученные результаты могут быть полезны в управлении эффективным финансовым поведением разных групп студентов.

Сохранить в закладках