Архив статей журнала

ПОРОГ НАСТУПЛЕНИЯ СТАРОСТИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (2023)
Выпуск: Том 26 № 3 (2023)
Авторы: Антонов Анатолий Иванович, Назарова Инна Борисовна, Карпова Вера Михайловна, Ляликова Софья Викторовна

Старение населения является демографическим трендом, характерным для большинства стран. Ситуация роста числа пожилых людей по всему миру повышает актуальность изучения данного вопроса. В статье агрегированы данные источников, определяющих границы наступления старости с опорой на различные теоретико-методологические подходы, а также продемонстрирована доля стариков в демографической структуре российского населения в соответствии с выбранными подходами. Показано, что наиболее популярным возрастом наступления старости, отражённым в теоретических концепциях, считается период от 60 до 65 лет. В статье представлены результаты авторского исследования, в котором приняли участие 1198 респондентов из 65 субъектов Российской Федерации (организовано МГУ имени М. В. Ломоносова совместно с ИСЭПН ФНИСЦ РАН в 2022 г.). Полученные результаты обнаружили некоторые несоответствия между границами, закреплёнными в научном дискурсе, и представления участников исследования о моменте наступления старости. В ходе анализа полученных данных не было обнаружено существенных расхождений в представлениях о моменте наступления старости для мужчин и женщин (69,4 и 68,0 лет соответственно). Зафиксирована тенденция откладывания возраста наступления старости с увеличением возраста респондента. Соотнесение фактического и психологического возраста наступления старости показало, что «преждевременному» старению (когда человек признает себя пожилым, ещё не превысив собственного возраста наступления старости) подвержены свыше половины опрошенных, ассоциирующих себя с пожилыми людьми.

Сохранить в закладках
СТРАТЕГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ (2023)
Выпуск: Том 26 № 2 (2023)
Авторы: Галкин Константин Александрович, Парфенова Оксана Анатольевна

В статье приведён анализ практик использования (или отказа от использования) интернета с применением элементов STAM-модели (Senior Technology Acceptance Model) и понятия цифровых разрывов. Пожилой человек рассматривается нами как актор, который находится в ситуации, когда он зачастую не может продолжать делать то, что делал раньше, не используя новые технологии. Мы определяем факторы, которые влияют на то, как и для чего пожилой человек начинает пользоваться Интернетом, а также выявляем барьеры для преодоления цифрового разрыва. Эмпирической базой исследования выступают полуструктурированные интервью с людьми 60 лет и старше из Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Тюмени и Салехарда (n=36). По результатам исследования выделены 4 стратегии использования интернета: стратегия потребления информации; стратегия коммуникации; стратегия использования ресурсов; стратегия отрицания. На практике чаще всего пользователи соединяют первые 3 стратегии. Прохождение стадий от объективации (намерения использовать) до конверсии (принятии окончательного решения об использовании) зависит от типа ресурсов интернета - в случае с коммуникацией и потреблением информации принятие происходит быстро, в отличии от более специализированных интернет-сервисов и приложений. Основными факторами, влияющими на выбор стратегии являются: возраст, наличие профессиональной занятости и её специфика, социальное окружение и семья, наличие смартфона (как более легкого и быстрого устройства в сравнении с персональным компьютером - ПК). Часто драйверами и источниками компетенций для использования интернета выступают близкие родственники и специальные курсы (в том числе на работе). Активные профессионалы до 75 лет склонны использовать максимальное количество возможностей интернета, в том числе с профессиональными целями. Пандемия и технологический прогресс (появление большого количества удобных смартфонов с выходом в интернет в качестве замены ПК) способствовали сокращению цифрового разрыва, стимулировав старшее поколение к более активному использованию интернета. К барьерам можно отнести отсутствие мотивации либо для использования интернета в целом, либо для расширения возможностей его использования, а также материальное обеспечение (дефицит средств на покупку техники и оплату интернета).

Сохранить в закладках