Архив статей журнала
Статья посвящена представлениям российской молодёжи о возможностях восходящей мобильности и отношениях с работодателями на рынке труда. На основе результатов авторского социологического исследования (три замера, проведённых с интервалом в один год в 2022-2024 гг.) выявлено: во-первых, что не более чем каждый второй занятый молодой человек работает по полученной специальности и доволен оплатой своего труда; во-вторых, абсолютное большинство опрошенных молодых людей допускают, что в России определённо или скорее возможно добиться должности специалиста, ведущего специалиста и менеджера нижнего звена без обращения к «связям», тогда как в отношении более высоких позиций - менеджера среднего и высшего звена - их уверенность заметно снижается; в третьих, в представлениях молодых людей о трудовых отношениях преобладают отрицательные стереотипы, особенно в отношении справедливости оплаты труда и заинтересованности работодателя в развитии компетенций своих сотрудников. Методом корреляционного анализа установлено, что представления о рынке труда имеют значимую взаимосвязь с доверием информационной повестке о положении дел в экономике и её перспективах. Информационная повестка способствует сверх-оптимистичным ожиданиям о рынке труда у не имеющих занятости молодых людей, что впоследствии - в случае, если эти ожидания, скорее, не оправдаются - может отрицательно сказаться на качестве их труда и лояльности работодателю. Сделан вывод о том, что, не смотря на свою культурную обусловленность, представления молодёжи о трудовых отношениях могут быть изменены в лучшую сторону, однако для этого работодателям следует способствовать открытости финансово-экономических процессов в организации и развитию интеллектуального потенциала молодых сотрудников.
Целью исследования является выявление ценностных ориентаций современной студенческой молодёжи и их связи с практиками финансового поведения. Информационную базу исследования составили данные авторского опроса, проведённого в 2020 г. на тему «Специфика экономического поведения студенческой молодёжи», в котором принял участие 1291 студент из 17 вузов России. Для установления парных связей между значимыми ценностями, рядом социально-демографических характеристик и практиками финансового поведения использовались коэффициенты корреляции Мэтьюза, анализировалась их устойчивость. В результате исследования было установлено, что наиболее значимыми для студентов ценностями являются здоровье, работа, семья, самореализация. На основе корреляционного анализа предложена группировка ценностей, включающая нравственные, коммуникативные и достижительные. Обнаружено, что, при невысокой в целом объясняющей способности гендера, девушкам в большей степени свойственно стремление к коммуникативным ценностям, а также сохранению здоровья. В то же время юноши чаще делают выбор в пользу достижительных ценностей (популярность, использование других людей в своих интересах). Для практик финансового поведения обнаружена выраженная отрицательная связь между стремлением к самореализации и предпочтением спекулятивных финансовых инструментов, а также отрицательная связь активных банковских заимствований с такой коммуникативной ценностью как общение с интересными людьми. Выявлено, что ценностные ориентации связаны со способами получения дохода, например, студенты, получающие денежные средства от создания видеоконтента в большей степени ориентированы на популярность и использование других людей в своих целях. Исследование практик потребительского поведения показало корреляцию предпочтений безналичной оплаты товаров и услуг со стремлением к путешествиям, активной и интересной жизни. Новизна исследования заключается в установлении взаимосвязи ценностей, профессиональных интересов и финансового поведения современных студентов. Полученные результаты могут быть полезны в управлении эффективным финансовым поведением разных групп студентов.
В условиях нового этапа освоения Арктической зоны России (АЗ РФ) отдельное внимание уделяется проблематике демографического потенциала территорий. Циркулирование миграционных потоков в АЗ РФ вносит свои коррективы в воспроизводство населения, особенно среди мобильной социальной группы молодёжи. Целью статьи является выявление миграционных установок молодёжи, факторов, способствующих формированию этих намерений через переход к активным действиям, а также выявление желания остаться в АЗ РФ у приехавшей молодёжи. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении миграционных установок местной и приехавшей молодёжи в возрасте 16-35 лет, а также в его описательном социологическом типе. Информационную базу исследования составили данные социологического опроса молодёжи всех субъектов АЗ РФ (N=8583). Миграционные настроения местной и приехавшей в АЗ РФ молодёжи активны и специфичны в отдельных регионах. В АЗ РФ среди местной молодёжи планирует остаться только треть. В формировании миграционных намерений, подкреплённых действиями, играют роль социальные связи, поиск благополучных экологических и климатических условий, возможностей получения образования, а также личные причины. Молодёжь приезжает в АЗ РФ в основном с целью трудоустройства и заработка, а в регионы, имеющие образовательные центры - на учёбу и также работу. В большей степени закрепляемость прибывшей молодёжи временна и сменяема. Авторами выявлены основные направления развития территорий АЗ РФ в контексте удержания и закрепления молодёжи, в которых учтены результаты опроса о причинах миграции.