Архив статей журнала

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Ермольчик Валентина Евгеньевна, Ковальчук Татьяна Александровна, Матыцина Инга Геннадьевна

В статье обосновывается значимость гражданско-патриотического воспитания в контексте обеспечения личностной и общественной безопасности. Отмечается, что именно духовное здоровье, аксиологический потенциал личности, включая гражданственность и патриотизм, в сложившихся сегодня условиях признается стратегическим ресурсом выживания и развития, обеспечения безопасности социальной системы в целом и личности в частности. Сегодня, как никогда, актуализируется очень сложная проблема духовной безопасности; речь идет о необходимости создания и поддержания таких условий, без которых невозможно формирование и развитие адекватных ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе. Исходя из того, что обеспечение безопасности субъекта рассматривается как создание условий, которые способствовали бы реализации его интересов, в основе которых находятся его ценности, воспитание, в том числе и гражданско-патриотическое, должно рассматриваться как создание условий, в которых субъекты сохраняют и воспроизводят свои ценности, проявляющиеся в отношениях к миру, к другим, к самому себе. При это речь идет о гуманистических, традиционных духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностях. В статье представлена система гражданско-патриотического воспитания обучающихся в Республике Беларусь, нормативная правовая база, ценностно-целевые приоритеты (формирование активной гражданской позиции, социальной активности или готовности к реализации общественно значимых инициатив), составляющие системы, содержание воспитательной деятельности в аспекте гражданско-патриотического воспитания. Особое внимание уделяется представлению продуктивных практик гражданско-патриотического воспитания в Республике Беларусь в системе общего среднего школьного и дополнительного образования, вопросу усиления воспитательного потенциала учебных предметов.

Сохранить в закладках
МУЗЕЙ КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Байбородова Людмила Васильевна

В статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей как главного целевого ориентира в воспитании школьников. Одним из важнейших комплексных средств решения указанной проблемы в условиях села является школьный музей. Рассматриваются воспитательные возможности музея, характеризуется его особый социально-педагогический статус в условиях сельской школы, определяются целевые ориентиры в его деятельности. Подчеркивается значимость музейной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов сельских школьников, если реализуются соответствующие требования при организации работы музея. Рассматривается содержание деятельности школьного музея, интегрирующего ресурсы школы и социума для воспитания школьников, определяются направления музейной деятельности (поисковое, познавательное, экскурсионное, исследовательское, трудовое, театральное и др.). Особое внимание уделяется формам, методам, технологиям деятельности обучающихся, взаимодействию взрослых и детей, в частности проектной деятельности, которая относится к субъектно-ориентированным технологиям и обеспечивает формирование субъектной позиции участников. В статье приводятся примеры проектов, которые интегрируют различные сферы деятельности детей, средства учебной и внеурочной деятельности школьников. В статье также выделены особенности музея как средства развития воспитательной системы сельской школы. Школьный музей - это транслятор традиционных российских духовно-нравственных ценностей, организатор совместной деятельности, координатор гражданского и патриотического воспитания в образовательной организации, интегратор учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся. Он объединяет ресурсы школы и социума для духовно-нравственного воспитания школьников и сельского населения; обеспечивает непрерывность и преемственность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ШКОЛА ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ" (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Яковлева Юлия Владимировна, Князькова Любовь Николаевна, Мартышин Владимир Сергеевич

В современных социокультурных условиях воспитание является стратегическим направлением развития нашего государства, актуализируются смыслы и ценности воспитания, переосмысливается опыт проектирования и функционирования воспитательных систем. Особую значимость феномен воспитательных систем приобретает в условиях сельской школы. Сельская школа сегодня становится центром духовно-нравственного развития, институтом формирования социокультурных ценностей для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, окружающего социума). В данной статье раскрывается значимость создания воспитательной системы в сельской школе как непрерывного и постоянно развивающегося процесса. Предметом исследования выступает анализ воспитательной системы Ивановской школы на Лехте Борисоглебского района Ярославской области. Фундаментом воспитательной системы школы является концепция «Школы целостного развития», которая предполагает глубокие знания и чувствование обучающимися своих корней, традиций, национальных особенностей. Школа является уникальной организацией, в которой создана оригинальная воспитательная система, отличающаяся не только своей новизной и индивидуальностью, но и особым «духом» родства, братства, любви к своему селу, Родине, гордости за свое Отечество. В статье раскрываются основные элементы авторской воспитательной системы, которые взаимосвязаны и наполнены содержанием в соответствии со сферами человеческого сознания: духовно-нравственного, исторического, научного, этического и эстетического. Именно такой подход, по мнению основоположника школы В. С. Мартышина, нацеливает на правильное воспитание личности. Воспитательная система сельской школы - уникальное педагогическое явление, она отличается самобытностью, особым стилем взаимоотношений участников воспитательного процесса, традициями и социокультурными особенностями, в основе которых лежат главные жизненные смыслы и ценности человека.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Коршунова Ольга Витальевна

Актуальность разработки проблемы становления и развития образовательной экосистемы сельской школы обусловлена поиском ответа на вопрос «Где учить?» в период интенсивного захвата сферы образования цифровым контентом и технологиями, провайдерами образования, отличными от государственных образовательных институтов (фабрик мысли, знания, информации и др.). Кроме того, переживаемая фаза кризиса образования обусловливает необходимость перехода, в том числе и сельских школ, на новые принципы организации образовательной среды (экологичности, информатизации, глокальности, рационального (праксеологического) перераспределения образовательных ресурсов), взаимодействия между её субъектами для обеспечения высокого качества образования всех без исключения желающих его получить. Усиливающаяся тенденция концентрирования людей в сетях разного рода детерминирует новый горизонтальный формат управления образовательной деятельностью индивидуальных и коллективных субъектов, накладывая специфику отношений и взаимосвязей, возникающих при освоении образовательного контента, в том числе созданного авторами - участниками сети. В сетевом варианте получения образования реализация распределенного обучения предоставляет возможность создания персонифицированной образовательной траектории для обучающегося субъекта по принципу «для себя» и «от себя». Принципиально меняется «точка отсчета» прохождения маршрута образования. Цель данной статьи - представление результатов контент-анализа термина «экосистема сельской школы» с позиций применения принципа разумного баланса как теоретической основы создания и развития исследуемого феномена с аргументацией современного состояния образования на селе и имеющихся проблем с осторожным прогнозированием направлений его совершенствования в будущем. Основным методом выступает контент-анализ имеющихся научных публикаций по исследуемому направлению, интерпретационный и синтетический методы. Результатом теоретического исследования представляется 1) конструирование рабочей дефиниции понятия «экосистема сельской школы»; 2) формулировка аргументированных положений по современным характеристикам и проблемам образования в сельской школе; 3) предложение прогнозных векторов развития исследуемого феномена на базе принципа разумного баланса и выявленных проблем.

Сохранить в закладках