Архив статей журнала
Искусственный интеллект в цивилистическом процессе необходим для минимизации трудовых ресурсов судебного и административного персонала. Дискуссия относительно возможности использования электронных технологий в судопроизводстве состоит в обсуждении проблем, с которыми сталкиваются правоприменители, а также ученые при изучении рассматриваемого явления. В статье обосновываются причины, по которым внедрение искусственного интеллекта в приказное производство требует законодательного и технического внимания со стороны юридического сообщества. Необходимо основываться не только на опыте автоматизированного производства в зарубежных странах и создания интернет-судов, но также на вопросах, присущих российскому цивилистическому процессу, связанных с ответственностью, формой и порядком, при которых может быть использован искусственный интеллект, с учетом сравнительных характеристик физических возможностей человека.
В статье анализируются тенденции перехода от традиционного формализма к алгоритмизации судебных процедур. В первой части статьи рассматриваются основные недостатки формального подхода при принятии судебных решений, такие как отсутствие навыков правильной интерпретации закона, гибкости и неучет социально-исторического контекста развития общества. В другой части исследуются положительные прикладные аспекты формализма, обеспечивающего четкую регламентацию материальных правоотношений, устанавливающих определенные требования к фиксации и оформлению фактов, их порождающих, изменяющих или прекращающих, что является важнейшей предпосылкой автоматизации принятия решения в суде и иных доступных технологий обработки данных, которые могут улучшить правоприменение и повысить его доступность. Исследуются возможности трансформации правосудия в условиях сочетания традиционных формальных методов и современных подходов.
Идея единства процесса, родившаяся в умах исследователей права несколько столетий назад, а в настоящее время становящаяся вновь актуальной, в предлагаемой читателям статье выступает стержнем, позволяющим рассматривать в непосредственной связи довольно различающиеся вопросы: о содержании понятия «цивилистический процесс»; об оптимальном законодательном регулировании цивилистических процессов; о специфике преподавания в высших учебных заведениях цивилистических процессуальных дисциплин. При этом под цивилистическим процессом понимается сущностное единство гражданского, арбитражного и административного судопроизводств. Приводится аргументация отнесения административного судопроизводства к цивилистическому процессу. Обращаясь к нереализованной идее Единого процессуального кодекса и используя состоявшийся законодательный опыт Республики Беларусь, где был принят Кодекс гражданского судопроизводства, автор предлагает новый подход к преподаванию цивилистических процессуальных дисциплин.