Архив статей журнала
Введение. Для публичного правотворчества и решения вопросов публично значимого характера в конституционном праве используются такие институты прямой демократии, как референдум и плебисцит. Институты прямой и представительной демократии нельзя противопоставлять, они призваны взаимно дополнять друг друга.
Методы. Методологическую основу исследования составила совокупность методов научного познания: сравнительно-правовой, историко-правовой, комплексного анализа, сравнения и обобщения.
Результаты. Автором предлагается для введения в научный оборот и законодательную практику термин «консультативное народное голосование», который может быть использован как альтернатива референдуму. Референдум, плебисцит и консультативное народное голосование могут применяться для выражения народного доверия или недоверия к власти, так как именно проблема доверия (или возникновение сомнения в доверии) является одной из ключевых при их организации. Особенно в условиях недостаточной межпартийной конкуренции, их значение как формы выражения доверия граждан к политическому курсу и персонам политических лидеров соразмерно возрастает.
С учетом различных точек зрения автор дает в статье собственное определение указанных терминов и определяет критерии, позволяющие разграничить эти весьма близкие понятия, а также подвергает теоретическому анализу возможность ограничений в отношении допустимых вопросов для вынесения на референдум (в части государственной кадровой политики).
Введение. В настоящее время стратегическое планирование стало важной составляющей государственного управления в Российской Федерации. Увеличение числа сфер социальной действительности, охваченных данным процессом, рост объемов документов стратегического планирования, вовлечение все большего числа участников в деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации требует создания четкого механизма организации и взаимодействия всех субъектов процесса стратегического планирования. Органы внутренних дел, исполняя важную роль в противодействии преступности, поддержании общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, являются заказчиками и исполнителями большого количества документов стратегического планирования. При этом имеют место и требуют своего разрешения ряд проблем правового регулирования и организации стратегического планирования в системе МВД России.
Методы: исследование основывалось на системном подходе и диалектическом методе познания, применялись общенаучные методы (синтез и анализ, индукция и дедукция), формально-юридический и статистический методы.
Результаты: в работе очерчена роль МВД России в разработке и реализации документов стратегического планирования на современном этапе, раскрываются некоторые проблемы правового регулирования и организации данной деятельности. Расширение сферы стратегического планирования и увеличение роли органов внутренних дел в этом процессе требуют более детального правового регулирования программно-целевой и проектной деятельности в системе МВД России.
Предлагаются координационные механизмы межведомственного и внутриведомственного взаимодействия участников процесса стратегического планирования.
У каждого государства свой путь развития, своеобразный и неповторимый. Несмотря на общие закономерности государственно-правовой истории человечества, в специфическом пути конкретной страны всегда можно обнаружить лабиринты, хитросплетения, тупики и неожиданные повороты.
Для Российской империи по многим оценкам [1, с. 357; 2, с. 34; 3, с. 68] таким важным поворотом в государственно-правовом генезисе стали реформы императора Александра II, которые по масштабам и значению имеют явно выраженную конституционную, точнее – конституирующую государство и право природу.
Введение. Статья посвящена исследованию ряда историко-правовых проблем, связанных с оценкой результатов судебной реформы Александра II (вторая половина XIX века).
Размышляя о том, применим ли опыт этой реформы для конституционного строя современной России, автор полагает, что хотя император Александр II не решился на полномасштабные конституционные преобразования и октроирование конституции, но его реформы в комплексе и системном единстве конституировали принципиально новый государственный паттерн, который при сохранении принципа самодержавия и ряда иных ключевых признаков неограниченной монархии продемонстрировал существенно обновленные государственно-правовые формы организации и деятельности публичной власти.
При всей привлекательности замыслов Александра II мы не можем сегодня сказать, что они действительно необходимы современной России в их полноте и аутентичности, но, что весьма важно при современной теоретико-методологической оценке судебной реформы, - это прагматичность государственной администрации второй половины XIX века, которая предпочла путь демократизации сначала судебной системы и земского самоуправления, и лишь затем, если это вообще было нужно для соответствующих историко-правовых условий развития российской государственности того периода, - конституционализацию народного представительства, всеобщих и равных выборов, многопартийности, разделения властей и верховенства прав человека.
Методы. В работе применялся комплекс методов, которые выработаны и апробированы историко-правовой наукой и теорией государства и права. Особенно активно использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический подход, метод сравнительного правоведения.
Результаты. Автор доказывает, что имеющаяся в современной России правоохранительная система неидеальна, несовершенна и не должна подвергаться в связи с этим теоретико-методологической идеализации.
В числе прочего судебная деятельность, прокурорская, следственная и полицейская практика нуждаются в дальнейшей гуманизации на основе требований конституционных принципов и норм. Значительное содействие в достижении данной цели могло бы оказать частичное использование опыта судебной реформы второй половины XIX века, особенно в аспекте институционализации судов с участием присяжных заседателей.
Введение. Статья посвящена исследованию роли современного конституционного права в системе отраслевых юридических наук. Автор отмечает, что юриспруденция в целом является формальной наукой, предмет которой составляют формальные системы, которые, во многом, постулируются ею самой - конкретные отрасли права.
До определенного времени (образования Конституционного Суда Российской Федерации и принятия новой Конституции Российской Федерации) государственное право также можно было считать отраслевой наукой, предметом которой являлась, преимущественно система организации государственной власти. Между тем, в отличие от математики (которая тоже является формальной наукой), юриспруденция обладает регулятивным потенциалом и связана с воздействием на поведение человека. В этом смысле она не может капсулироваться исключительно в системе юридических конструкций вне связи с «жизненным миром».
Методы исследования. В работе применялся комплекс методов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический подход, метод сравнительного правоведения.
Результаты.
Автор доказывает, что особая роль науки конституционного права на современном этапе развития заключается в том, что, с одной стороны, благодаря процессам конституционализации иных отраслей права конституционное право претендует на роль общеотраслевой системы.
В известном смысле наука конституционного права постепенно занимает в юридической гносеологии место теории права.
Введение. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью повышения эффективности реализации полномочий органов публичной власти по вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления в части, касающейся предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. В работе рассматриваются вопросы организации транспорта, качества предоставления транспортных услуг, их тарификация, а также другие важнейшие аспекты. Реализация указанных полномочий местной администрации является одним из ярких примеров реального взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных властей в целях повышения общего уровня жизни и благосостояния населения в любой точке населенной территории Российской Федерации. Цель исследования. Проанализировать деятельность органов публичной власти по вопросам транспортного обслуживания населения муниципальных образований и представить научно обоснованные и практически значимые предложения по совершенствованию реализации указанных полномочий органов местного самоуправления.
Методы. При проведении исследования использовались общенаучные методы, такие как анализ научной литературы, анализ нормативных правовых актов, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение теории и практики вопросов реализации полномочий органов публичной администрации по вопросам транспортного обслуживания населения муниципальных образований.
Результаты исследования состоят в том, что на основании анализа деятельности по предоставлению транспортных услуг муниципальными властями выявлен ряд основных направлений по совершенствованию реализации рассматриваемых полномочий, а также предложены конкретные меры по их реализации.