Архив статей журнала
Применение искусственного интеллекта (ИИ) в инклюзивном художественном образовании открывает новые возможности для обучения и вовлечения всех студентов, включая тех, у кого есть ограничения по состоянию здоровья. ИИ может предложить адаптивные инструменты и технологии, которые помогут студентам с различными специальными потребностями участвовать в художественном процессе. В данной статье анализируется использование такого инструмента, как Kandinsky , для обучения слабовидящих и проверки уровня проработки и использования данной программы при визуализации образов в учебном процессе. Кроме того, в работе репрезентированы возможности программы MidJourney при внедрении данного продукта в образовательный процесс для обучения слабовидящих студентов. Рассматривается вопрос «однозначности» визуальных образов: сможет ли нейросеть выдать аутентичный образ, полученный при первоначальном запросе, если аналогичный запрос поступает несколько раз в разное время. Проводится сравнительный анализ данных нейросетей по двум критериям: техническое совершенство (насколько программа способствует визуализации образа, который требуется для обучающихся) и «дружелюбность интерфейса» (насколько легко и понятно обучающемуся работать с данной программой).
В настоящей научной публикации в поле зрения авторов находится такой актуальный междисциплинарный раздел медицинской логопедии, как фонопедия (фонопедагогика), а именно ее подраздел - вокальная фонопедия, в контексте ее воздействия на лиц взрослой возрастной категории, имеющих дизартрические расстройства легкой степени выраженности, чему уделено мало внимания в специализированной логопедической литературе. В статье обозначены особенности нарушения компонентов голосо-речевой продукции при дизартриях. Помимо вокальных приемов авторы исследования подчеркивают важность включения в работу традиционных логопедических алгоритмов и техник полимодального воздействия. В статье обозначены общие принципы и некоторые ресурсы для поэтапной вокально-фонопедической работы с обучающимися, у которых диагностирован симптом дизартрии, что, в свою очередь, продиктовано личным успешным опытом многолетней работы и опытом зарубежных коллег. Описанные авторами этапы вокальнофонопедического воздействия включают: дыхательные упражнения под музыку, специальные вокально-фонопедические упражнения с применением фортепиано (в числе которых SOVTe упражнения), традиционные вокальные упражнения (поступенные распевки), работу с использованием вокализов, работу над вокальными произведениями с текстом.
В статье представлен опыт реализации инклюзивных креативных практик в инклюзивных творческих лабораториях (далее - ИТЛ), созданных на базе учреждений культуры в регионах Российской Федерации. На сегодняшний день широкий спектр инклюзивных креативных практик, которые являются инструментарием ИТЛ, позволяет эффективно использовать их в системе социокультурной реабилитации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Развитие социального предпринимательства в сфере креативных индустрий на сегодняшний день является актуальной задачей социальной политики и экономики нашей страны. В статье представлен опыт инклюзивных творческих лабораторий по созданию условий для формирования предпринимательской инициативы в сфере креативных индустрий у людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.