Архив статей журнала

КИТАЙСКИЙ ДИРИЖЕР ЦАО ПЭН: ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ) (2024)
Выпуск: № 2 (39) (2024)
Авторы: Тянь Цзяфэн

В данной статье рассматривается период обучения выдающегося китайского дирижера Цао Пэна в Московской консерватории. Источником служит документальная база, что позволяет ввести в научный обиход новый материал, неизвестный до настоящего времени как в китайском, так и в российском музыкознании. Архивные источники учебных заведений атрибутируются как универсальные ресурсы подлинных материалов, важных как для исторического контекста, так и для оценки этапов профессионального развития студентов и аспирантов высших музыкальных учебных заведений. Как универсальные хранители истории архивы имеют исключительную ценность, превосходящую значение других источников. В статье анализируется комплект документов из Личного дела Цао Пэна, включающий в том числе автобиографические сведения. Ко времени его поступления в Московскую консерваторию Цао Пэн уже имел значительный опыт работы в качестве дирижера в ведущих творческих коллективах Китая, что давало ему преимущества перед другими китайскими абитуриентами. Анализ документов из Личного дела Цао Пэна позволил поэтапно восстановить ход обучения дирижера-симфониста на родине и в Московской консерватории в классе профессора Л. Гинзбурга.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ЛИ ДЭЛУНЯ В СОХРАНЕНИИ ОРКЕСТРОВ КИТАЯ (2024)
Выпуск: № 2 (39) (2024)
Авторы: Чао У

Выдающийся китайский дирижер Ли Дэлунь внес огромный вклад в развитие и популяризацию китайской симфонической музыки в России, странах Европы и США. Ли Дэлунь, получивший превосходное образование в Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования, по праву заслужил место в когорте знаменитых музыкантов современности. В начале 1956 года по поручению политического руководства Китая Ли Дэлунь основал и возглавил Центральный оркестр. Он сформировал репертуар симфонического оркестра, сочетая в нем западную классику (симфонии В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана) с новыми произведениями современных китайских композиторов (Сыцуна и Ло Чжунжуна). Самым большим своим достижением Ли Дэлунь считал китайскую премьеру оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» (1958). Однако эта постановка наряду с исполнением Девятой симфонии Бетховена во время празднования X годовщины Китайской Народной Республики в 1959 году все более диссонировала с напряженной политической атмосферой. Статья раскрывает роль Ли Дэлуня в сохранении симфонического музицирования в сложный период «культурной революции» в Китае.

Сохранить в закладках
ДИАЛОГ КАК НАУЧНАЯ ИДЕЯ: БЕСЕДЫ Д. С. ДМИТРИЕНКО С М. И. ИМХАНИЦКИМ (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Ромащук Инна Михайловна

Диалоги - атрибуты современного знания о писателях, художниках, музыкантах-исполнителях, дирижерах. Круг изданных книг-диалогов обширен, их фонд продолжает активно пополняться. Разнообразны подходы к такому формату книг: беседы (Хитрук А. Беседы с музыкантами о фортепианном искусстве. Избранные статьи и рецензии. М., 2015); подразумеваемые диалоги (Овчинников А. Г. Диалоги с Чеховым. Чехов в диалоге с писателями. М., 2024); интервью в форме диалогов (Игорь Стравинский. Диалоги. Л., 1971). Направленность диалогических трудов об искусстве понятна: услышать голос художника, писателя, музыканта, отвечающего на вопросы о творческом процессе, конкретных произведениях, жизненном пути. При этом не так часто можно встретить книги бесед с учеными, поскольку их труды говорят сами за себя. Тем больший интерес вызывает недавно изданная книга - Имханицкий М. И. Диалоги с Д. С. Дмитриенко [2]. На вопросы известного музыканта, заслуженного артиста Российской Федерации, главного дирижера и художественного руководителя Государственного русского народного ансамбля «Россия» им. Л. Г. Зыкиной Д. С Дмитриенко отвечает заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор М. И. Имханицкий, чьи труды по широкому кругу вопросов, связанных с темой « народные музыкальные инструменты », давно стали научной классикой.

Сохранить в закладках
О СПЕЦИФИКЕ ПОНЯТИЯ "КИТАЙСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ШКОЛА" (2024)
Выпуск: № 3 (40) (2024)
Авторы: Ван Янчжэ

Статья посвящена исследованию одного из важнейших феноменов китайской музыкальной культуры - процесса формирования китайской исполнительской и педагогической фортепианной школы в контексте диалога культур. При изучении данного феномена возникает необходимость историко-теоретического осмысления общих тенденций развития китайского фортепианного искусства в рамках межкультурного диалога. Цель исследования заключается в музыковедческом осмыслении сущности самого понятия «китайская фортепианная школа». Объектом исследования является фортепианное искусство Китая. Предметом исследования стал процесс формирования фортепианной школы Китая в контексте культурного диалога. Впервые в музыковедении исследуется само понятие «фортепианная исполнительская школа» в музыкальной культуре Китая и его специфика, что явилось результатом культурно-художественных обменов китайских пианистов с западными исполнителями, изучения достижений западноевропейских фортепианных школ и активного взаимодействия с ними. Выявлены три составляющих понятия «фортепианная школа Китая» (как направление в национальном музыкальном искусстве; как творческий коллектив; как методическая система), а также изложены наиболее значительные достижения в педагогическом и методическом воспитании профессиональных исполнителей. Результаты исследования могут быть использованы в чтении курсов по истории фортепианного исполнительства и методике обучения игре на фортепиано.

Сохранить в закладках